МОСКВА, 18 апр — ПРАЙМ, Анна Подлинова. После сближения Турции и России в начале текущего года первая в середине марта внезапно объявила РФ торговую войну, которую уже прозвали "помидорной". Через несколько дней после встречи Владимира Путина и Таипа Эрдогана Турция отказала России во ввозе в страну продукции с нулевыми ставками пошлин, в том числе зерна. По подсчетам экспертов Института Гайдара и РАНХиГС эта "война" позволила российским производителям помидоров и огурцов получить долю отечественного рынка емкостью $500 млн, за что российские экспортеры зерна, масла, отходов масложировой и сахарной промышленности поплатились на сумму, кратно большую - $1,5 млрд.
Причина ограничения российского импорта со стороны турецкого правительства проста - Россия не восстановила в полной мере условия взаимодействия с Турцией, которые действовали до 2016 года. До российского запрета на ввоз широкого круга продуктов из Турции доля России в турецком экспорте составляла от 16% (2012–2014 гг.) до 8,3% (2015 г.). С 1 января 2016 года под запрет попало примерно 60% импортируемого из Турецкой республики в РФ продовольствия. Турция смогла переориентировать потоки помидоров в страны, которые имеют с Россией особые торговые режимы – Белоруссию, Азербайджан, Казахстан, и потеряла только 10% экспорта. При этом до запрета ввоза 43% всех помидоров на российском рынке были турецкими.
Куда более значимыми являются поставки российской пшеницы в Турцию, которая, однако, ввела на них в середине марта запретительные пошлины. Эксперты рассматривают это как турецкий ответ на то, что Россия не сняла введенные ранее ограничения на импорт турецких помидоров, самой чувствительной для этой страны позиции.
В ответ на отказ во ввозе товаров с нулевыми ставками представители Минсельхоза РФ заявили, что Россия не приемлет давления и может прекратить поставки сельхозпродукции в Турцию. Однако новые ставки пошлин и так остановят российский экспорт. Например, пошлина на ввоз российской пшеницы и кукурузы – 130%, риса – 45%, подсолнечного шрота – 13,5%, а бобовых – 9,7%.
На фоне обоюдного сокращения торговых операций Турция потеряла за 2016 год относительно 2014 года $1,7 млрд. Вряд ли можно было предполагать, что она станет с этим мириться, имея в качестве ответной меры инструмент ограничения российского экспорта.
ПОТРЕБИТЕЛЬ ПОСТРАДАЕТ
Как обычно в торговой войне пострадает российский потребитель. Розничная цена на турецкие помидоры до трех раз превышает отпускные цены, по которой томаты ввозят в Россию. С другой стороны, отпускная цена российского тепличного хозяйства значительно превышает среднюю цену ввоза импортных томатов, рассчитанную по всем импортерам. Кроме того, цена на турецкие томаты по-прежнему ниже альтернатив из других стран, поставляющих помидоры на российский рынок в настоящий момент. То есть российский потребитель платит завышенную цену в магазине, потому что она ориентирована на высокую цену российских томатов.
Выигрыш российской стороны – освобождение для собственного производства ниши стоимостью в $508 млн за счет запрета ввоза турецких томатов и огурцов. Вопрос о том, смогут ли ее занять российские производители с ценой, удовлетворяющей покупателя.