МОСКВА, 18 апр - Прайм, Анна Подлинова, Ольга Ситникова. Тушинский суд Москвы отклонил иск 45-летней стюардессы Ирины Иерусалимской к авиакомпании "Аэрофлот", в которой она работает, о дискриминации по внешним данным и возрасту. Бортпроводница добивалась отмены требования к членам кабинного экипажа, согласно которому размер женской одежды не должен быть больше 48. Именно из-за несоответствия данному размеру, по словам Иерусалимской, ее понизили в должности и снизили надбавки к зарплате. Женщина также требовала от "Аэрофлота" в качестве компенсации 1 млн рублей, включая моральный ущерб.
Сама авиакомпания неоднократно заявляла, что утверждения о дискриминации сотрудников не имеют ничего общего с действительностью. В своем заявлении ранее "Аэрофлот" подчеркивал, что мотивы личной неприязни, тем более внешние данные или возраст работника, как обоснование для лишения его части заработка, исключены категорически. Компания отмечала, что в 2016 году медкомиссией к выполнению полетов были допущены 98 бортпроводников пенсионного возраста и только 4 бортпроводника в возрасте от 56 до 60 лет и старше по состоянию здоровья допущены к полетам не были.
При этом в заявлении отмечалось, что стюардессы - это лицо любой авиакомпании, а стюардессы национального перевозчика - визитная карточка страны. От того, как они выглядят, как обслуживают пассажиров, складывается первое впечатление и отношение к России, отмечала авиакомпания. "Замечания по поводу внешнего вида, манеры одеваться, наносить макияж могут быть сделаны, причем в деликатной форме, в ходе регулярно проводимых тренингов", - отмечалось в сообщении "Аэрофлота".
Случай Иерусалимской не единственный. С исками о дискриминации к "Аэрофлоту" также обратилась Евгения Магурина, которая требует вернуть ей надбавку и компенсировать 100 тысяч рублей морального вреда. В иске Магуриной говорится, что работодатель снизил размер надбавки к ее заработной плате, в частности, из-за того, что она носит 52-й размер одежды. Ее иск будет рассмотрен в Пресненском суде Москвы. Заявительница также требует признать незаконным и отменить пункт требований к внешнему виду членов экипажа, который позволяет работать на международных рейсах только худым и молодым стюардессам.
Ранее СМИ распространили задание на полет кабинного экипажа от 24 декабря 2016 года, рейс 1174-1175, из которого следует, что Магурина работала тогда старшим бортпроводником. Однако затем авиакомпания уточнили, что речь шла о выполнении обязанностей старшего бортпроводника на рейсе, а не о постоянном назначении на данную должность. По информации перевозчика, в апреле 2013 года Магурина прошла подготовку по программе "Первоначальная подготовка старшего бортпроводника ВС (воздушного судна) А-320 и В-737", что дало право назначать ее для "выполнения обязанностей старшего бортпроводника при выполнении полетов на соответствующих типах ВС по производственной необходимости".
Авиакомпания продолжает опровергать претензии о дискриминации, отмечая полное соблюдение в своей кадровой работе российского законодательства и лучших международных практик и принципов "работодателя равных возможностей". Это подразумевает категорическое неприятие дискриминации работников по внешним данным, возрасту, расовому и гендерному принципам, политическим и религиозным взглядам, заявлял "Аэрофлот".
Перевозчик уверяет, что главными критериями отбора стюардесс являются коммуникабельность, дружелюбие, знание иностранных языков, опрятный внешний вид. Возраст не является ограничением для работы стюардессой, важен опыт и профессиональные навыки. В требованиях к бортпроводникам "Аэрофлота" указаны среднее образование, свидетельство бортпроводника, знание английского языка на уровне intermediate и желание работать в сфере обслуживания. При заполнении анкеты на соискание потенциальный работник помимо прочего должен указать свои вес, рост и размер одежды.
МОДА "НЕБЕСНЫХ ЛАСТОЧЕК"
Конечно, требование соответствовать определенному размеру одежды - в данном случае от 42 до 48 - многие могут посчитать дискриминационными. Однако экипаж авиалайнера работает в "ограниченном пространстве", поэтому превышение данной нормы может влиять на передвижение по салону не только самих бортпроводников, но и пассажиров рейса. Форма шьется на заказ и все бортпроводники при приеме на работу подтверждают свое согласие с правилами внутреннего распорядка и обеспечения профессиональной деятельности.
Бортпроводницы крупнейшей российской авиакомпании признаны самыми стильными на авиалиниях Европы. Их форма цвета "красный мандарин" получила высокое признание европейских пассажиров, что позволило россиянам обогнать другие авиакомпании в рейтинге самых модных.
Первая корпоративная форма появилась у бортпроводников международных линий "Аэрофлота" в 1954 году. Сейчас гардероб стюардесс "Аэрофлота" включает костюм, платье, теплое пальто, плащ и кожаную обувь. Зимой цвет формы синий, летом - соблазнительный мандариново-красный с отделкой золотого цвета. Эта форма была разработана дизайнерами из Санкт-Петербурга - Юлией Бундаковой и Евгением Хохловым - и введена в 2010 году.
По данным "Аэрофлота", один комплект состоит из 20 предметов, а его стоимость составляет $1,5 тысячи.