Алексис Ципрас, премьер-министр Греции (Alexis Tsipras). Греция выполняет свои обязательства перед кредиторами, несмотря на возможную высокую цену такого решения. Сегодня в стране заметна тенденция экономического роста, которую отмечает даже Международный валютный фонд.
МОСКВА, 21 апр – ПРАЙМ. Недавний экономический кризис убедил международное сообщество в том, что долгосрочное экономическое развитие может быть жизнеспособным только в том случае, если будут предприняты скоординированные действия против тех вызовов, которые ставят перед ростом экономики демография, долговые траектории, торговый дисбаланс и также отсутствие реформ. Это контрастирует с существовавшей ранее точкой зрения, в соответствии с которой подобные факторы являются лишь вопросами макроэкономических показателей.
Греция и другие страны, пострадавшие от финансового кризиса, являются типичными примерами в этом отношении. Мы являемся развитой экономикой и членом сильного валютного клуба. В прошлом наша страна добивалась высоких показателей роста, и сегодня мы готовы вступить на путь роста.
Спустя семь лет после первого плана по спасению Греция проводит активную фискальную консолидацию, а также глубокие структурные реформы во всех секторах в обмен на финансовую поддержку. Мы выполнили все наши обязательства, несмотря на огромную социальную и экономическую цену трех последовательных корректировочных пакетов.
В последние два года Греция даже перевыполнила свои обязательства. Международный валютный фонд недавно признал это и повысил свои собственные прогнозы относительно роста ВВП - с 0,1% до 3,3% в 2016 году и с 0,7% до 1,8% в 2017 году.
Все это является результатом прогрессивной налоговой политики, которая модернизировала налоговую систему Греции, и которая уделяет значительное внимание борьбе с коррупцией и с уклонением от налогов. Не случайно Организация экономического сотрудничества и развития в 2015 году присудила Греции первое место за проведение налоговой реформы.
Мы обращаем особое внимание на создание справедливой и дружественной инвестиционной среды, стабильной налоговой среды, новых финансовых инструментов, а также стимулов для инвестиций. В целом, нам удалось заложить фундамент для новой парадигмы развития, сфокусированной на инновациях и экспорте.
Сегодня мы готовы создать согласованную систему социальной защиты, которая способна заниматься вопросами бедности, социальной изоляции, а также связанными с длительной безработицей рисками. Сочетание сильной экономики и эффективного государства всеобщего благосостояния гарантирует инклюзивный рост и смягчение растущего социального неравенства.
Греция, наконец, переворачивает эту страницу. Однако крайне важным является продолжение активных шагов в отношении долга Греции, и делать это надо таким образом, чтобы никакая экономическая цена – ни одного пенни – не была возложена на налогоплательщиков Европейского Союза. Технические решения, способные сделать это жизнеспособным в политическом отношении образом, действительно существуют.
Своевременная спецификация среднесрочных и долгосрочных мер, направленных на сокращение долга, может способствовать созданию более гладких фискальных путей и очень важного пространства для устойчивого роста. Это позволит включить греческие облигации в программу количественного смягчения Европейского центрального банка, проложит путь для нашего возвращения на рынки и будет сигналом для сообщества международных инвесторов о возвращении греческой экономики к нормальному состоянию.
Споры между Евросоюзом и Международным валютным фондом по поводу государственного долга Греции лишают нашу экономику бесценного времени, и это может помешать давно ожидаемому возвращению к росту. Мы соблюдаем свои обязательства перед нашими кредиторами, несмотря на политическую цену, которую, возможно, придется заплатить. Однако наиболее безопасной дорогой к поставленной цели является стимулирование роста, а также отказ от характерных для прошлого карательных подходов.
Греция не является изолированным случаем – она представляет собой сцену, на которой обозначились все основные проблемы Европы.
Глобальная политическая и экономическая среда находится в состоянии неопределенности. Европа все еще сталкивается с последствиями длительного экономического кризиса, и, кроме того, она вынуждена заниматься такими проблемами, как кризис беженцев. Подобные вызовы подпитывают растущий евроскептицизм, а также представляют собой риски для существования европейского проекта в тот момент, когда ответы должны звучать так – больше Европы и лучшая Европа.
Патерналистские, технократические и элитарные подходы не могут быть ответами на усиление влияния крайне правых сил. Только углубление демократии и укрепление солидарности позволят нам дать надежду европейской мечте в эти неспокойные времена.
Раньше мы это делали, и мы можем вновь это сделать.
(Цит. по The Wall Street Journal. Перевод выполнен ИноСМИ)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.