ФЭРБЭНКС (Аляска, США), 11 мая /ПРАЙМ/. Глава МИД РФ Сергей Лавров, который накануне встретился в Вашингтоне с президентом США Дональдом Трампом и госсекретарем Рексом Тиллерсоном, примет участие в министерском заседании Арктического совета на Аляске.
Арктический совет – это международный форум, который объединяет восемь государств, чья территория полностью или частично находится в заполярье (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, США). Статусом постоянных участников объединения, который позволяет принимать решения наравне со странами-членами, обладают также шесть организаций коренных народов Арктики.
Заседание на уровне министров проходит раз в два года. В 2015 году встреча состоялась в канадском городе Икалуит. Следующее заседание Совета пройдет в Финляндии, которой переходит председательство в этом объединении.
Американское председательство сосредоточено на трех основных направлениях - улучшение условий жизни и экономики арктических сообществ, безопасность в Северном Ледовитом океане и устранение последствий изменения климата. Ожидается, что участники подпишут межправительственное соглашение по укреплению арктического научного сотрудничества. Этот документ готовился под сопредседательством Москвы и Вашингтона. Он может стать третьим юридически обязывающим соглашением, заключенным в рамках Арктического совета (первые два - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске в Арктике и о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью). Кроме того, по итогам заседания будет принята декларация, в которой арктические государства подтвердят приверженность миру, стабильности и сотрудничеству в этом северном регионе.
ГОРЯЧИЙ ИНТЕРЕС К ХОЛОДНОЙ АРКТИКЕ
На заседании Арктического совета в качестве наблюдателей традиционно будут присутствовать, как бы это ни казалось парадоксальным, и неарктические державы. Так, на Аляску приедут представители Китая, самые северные регионы которого находятся значительно южнее полярного круга. Не менее экзотично в списке наблюдателей смотрятся Италия, Испания, Япония, Южная Корея, Сингапур и Индия. Не исключено, что на заседании Совета в Фэрбэнксе может быть принято решение увеличить число наблюдателей этого объединения.
Интерес к арктическому сотрудничеству со стороны мировых держав вполне объясним. Запасы нефти и газа в Арктике сравнимы с запасами Западной Сибири и составляют по предварительным оценкам около 100 миллиардов тонн условного топлива. Согласно проведенным исследованиям, в этом регионе находится значительная часть ещё не разведанных мировых запасов топлива. Хотя в традиционной повестке Арктического совета не значатся вопросы экономики (объединение уделяет основное внимание проблемам народностей, климата, экологии), никто не мешает государствам-членам и наблюдателям обсуждать экономическую составляющую сотрудничества в двустороннем порядке.
Китай, в частности, пытается достичь экономических выгод через инвестиции в регион. Для Индии участие в арктических делах представляет, прежде всего, геополитический интерес: рост влияния Пекина заставляет Нью-Дели усилить свое вовлечение в процесс. Кроме того, страна испытывает потребности в энергоресурсах, которыми Арктика богата. Сингапур вопрос развития Арктики волнует, прежде всего, с экономической точки зрения: развитие Северного морского пути может существенно снизить его востребованность как крупнейшего торгового порта.
Все большую обеспокоенность в мировых столицах вызывает проблема милитаризации Арктики. В январе в Норвегии на военной базе в 1500 километрах от границы с РФ высадилось 300 американских морских пехотинцев для участия в военной программе обучения, рассчитанной на шесть месяцев. В России, которую саму западные страны активно обвиняют в милитаризации арктического региона, подобные шаги вызвали обеспокоенность и непонимание.
В МИД РФ считают, что в регионе "нет неразрешимых противоречий и уж тем более вопросов, которые бы требовали военных решений". Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин ранее подчеркнул, что Россия не занимается милитаризацией Арктики, и упрёки в этом других стран являются пропагандой. Президент РФ Владимир Путин заявлял об угрозе, которую представляет для России американская военная деятельность на Аляске. Он пояснил, что РФ развивает военную деятельность на своей территории, и это в отличие от деятельности США в своем северном штате, носит локальный характер.
ОБОЙДУТСЯ БЕЗ МИЛИТАРИЗАЦИИ
Тем не менее, будет ли обсуждаться военная тематика в ходе предстоящего заседания в Фэрбэнксе – вопрос дискуссионный. Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко полагает, что включение этого вопроса в повестку дня Совета можно было бы рассматривать как "шаг России навстречу другим странам объединения".
В том, что острые вопросы военной безопасности на встрече на Аляске подниматься не будут, уверен преподаватель факультета международных отношений СПбГУ, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Дмитрий Тулупов. "Соединённые Штаты очень хотят завершить своё председательство в данном форуме на мажорной ноте. Попытки вынести на повестку дня тему так называемой "милитаризации" региона неизбежно спровоцируют негативную реакцию российской делегации и могут попросту свести на нет все затраченные усилия", - заявил в беседе с РИА Новости эксперт.
По мнению Фененко, в настоящее время Арктический совет находится в "состоянии, близком к упадку". "После илулиссатской декларации 2008 года (подписана в Гренландии – ред.) мы никаких ярких шагов с его стороны не видели", - считает он.
Тем не менее, заседание на Аляске может стать хорошей возможностью для проведения двусторонних встреч с западными партнерами. По мнению Фененко, полезными стали бы переговоры с Норвегией и Данией. "С Осло у нас партнерство не состоялось, а противоречия нарастают, в том числе вокруг Шпицбергена. А с Копенгагеном нам предстоит все-таки разрешить спор по зонам вокруг Северного полюса", - сказал РИА Новости эксперт.
Россия в 2015 году подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, протянувшегося в направлении Северного полюса, и других образований. Согласно конвенции ООН по морскому праву, для расширения шельфа необходимо доказать континентальную природу прилегающих к нему геологических структур на дне океана. Свою заявку на расширение шельфа подала и Дания, при этом датская заявка пересекается с российской.
Что касается роли Китая, то, как считает Фененко, "Пекин, может, и хотел бы активизировать свою деятельность в регионе, но у него нет сейчас ни присутствия, ни баз там". "Для него единственный вариант – это действовать через Россию", - полагает эксперт.
По словам Тулупова, для КНР статус наблюдателя очень важен с политико-репутационной точки зрения. "Однако иногда у меня складывается впечатление, что китайское руководство связывает с этим статусом несколько завышенные ожидания. Статус постоянного наблюдателя не даёт его обладателю каких-либо реальных рычагов влияния на процесс выработки "правил игры" в регионе", - пояснил эксперт.
Что же касается освоения богатой ресурсной базы Арктики, то в данном случае участие КНР и прочих внерегиональных государств, в первую очередь, как инвесторов, "можно только приветствовать", считает Тулупов. "В Арктической зоне РФ китайцев в большей или меньшей степени интересует практически всё: нефть, газ, транзитный потенциал Северного морского пути, морские биоресурсы, арктический туризм. Реализацию своих интересов в обозначенных отраслях КНР может отлично осуществлять через двусторонний межправительственный диалог, а также через активное участие в работе Арктического экономического совета", - рассказал эксперт.