ВЕНА, 25 мая ПРАЙМ. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) находится в тупике, обладая небольшим пространством для маневра, и основная причина этого – нефтяной сектор США, передает Dow Jones со ссылкой на газету The Wall Street Jornal.
На заседании в четверг ОПЕК и коалиция стран вне картеля, включая Россию, обсудят продление сделки по сокращению добычи, по меньшей мере, на 9 месяцев.
У ОПЕК нет никакого другого выбора, кроме как продлить сделку, согласованную в ноябре и призванную снизить избыток мирового предложения. Картель рассчитывал на то, что сланцевый сектор США слишком слаб и не сможет восполнить недостающие баррели нефти на рынке.
Однако он ошибался.
Как оказалось, конкурирование со сланцевым сектором США означает соперничество с американским фондовым рынком и его финансовой инженерией – и это не самая радужная перспектива для государственных нефтяных компаний Саудовской Аравии, Нигерии и многих других стран.
С момента заключения сделки ОПЕК добыча нефти в США начала расти, нацеливаясь на достижение рекордного уровня выше 9,9 млн баррелей в день в 2018 году, согласно Управлению энергетической информации (EIA).
Другие крупные нефтедобывающие страны уже устали от низких цен на нефть, в настоящее время лишь слегка превышающих 50 долларов за баррель. В связи с этим они намерены сократить мировое предложение примерно на 2%, чтобы снизить избыточные мировые запасы нефти в хранилищах и укрепить цены.
Саудовская Аравия особенно остро заинтересована в росте цен на нефть, учитывая запланированное IPO государственной нефтяной компании Saudi Aramco в следующем году. Королевство рассчитывает заработать несколько десятков миллиардов долларов для того, чтобы диверсифицировать экономику и снизить зависимость от продажи нефти.
До настоящего момента американский сланцевый сектор занимает наиболее прочную позицию, поскольку он продолжает внедрять инновационные разработки и сокращать расходы. Производится совершенствование процесса гидроразрыва пласта, горизонтального бурения и других передовых технологий, которые позволяют извлекать нефть из месторождений, расположенных от Техаса до Северной Дакоты.
Однако есть еще один важный фактор. Частные инвестиционные компании (private equity) продолжают вкладывать средства в сланцевые компании, даже после того, как многие из них обанкротились из-за падения цен на нефть со 100 долларов в 2014 году. Между тем американские буровые компании разработали ряд финансовых инструментов – специальные контракты, именуемые хеджами, колларами и свопами, - которые позволяют эффективно фиксировать цены на нефть для будущей продажи и страхуют от убытков в случае падения цен.
После вступления в силу ноябрьского соглашения, ОПЕК, Россия и другие страны прилагают все усилия для суммарного сокращения добычи на 1,8 млн баррелей в день. За это же время США нарастили добычу на 750 000 баррелей в день до 9,3 млн баррелей в день, максимума с лета 2015 года, согласно официальным данным.
Устойчивость добычи в США наряду с ростом производства нефти в Канаде и Бразилии заставляет ОПЕК действовать в направлении сокращения мировых запасов в хранилищах, которые остаются на исключительно высоких уровнях.
Компания Laredo Petroleum Inc. захеджировала 70% ожидаемой добычи в 2017 году. Несмотря на падение цены нефти в США этой весной ниже 50 долларов за баррель, компания получает примерно 56 долларов за основную часть добываемой нефти в Пермском бассейне (штаты Техас и Нью-Мексико). Имеющиеся у Laredo контракты обеспечивают возможность дальнейшей реализации планов по инвестированию 500 млн долларов в 70 новых горизонтальных скважин в пустыне Западного Техаса в этом году.
Инновации также помогают. Большинство горизонтальных скважин Laredo теперь имеют очень большую длину, до 2 миль, что позволяет компании достигать столь же высокой производительности, как если бы она удвоила число буровых установок. Кроме того, в настоящее время компания может увеличить темпы бурения вдвое. Повышение эффективности позволило Laredo снизить себестоимость добычи до менее 40 долларов за баррель против 63 долларов в 2014 году.
Рэнди Фоутч, гендиректор Laredo, заметил, что, если бы Техас был страной-производителем нефти, он бы вошел в число 10 крупнейших мировых нефтедобывающих стран, заняв место между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами.
"Саудовцам нужно примириться с реалиями, – говорит Фоутч. – Мы добились своего. Мы тоже влияем (на мировом рынок нефти)"
Генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо говорит, что от действий ОПЕК выгоду получат все производители нефти, включая американские сланцевые компании. "Никто не изолирован от превратностей этого (рыночного) цикла", - добавляет он.
Одной из причин, по которым сланцевой отрасли США удается держаться на плаву, являются совершенно другие требования к уровню доходов.
Хотя многим ближневосточным странам удается добывать баррель нефти с намного меньшей себестоимостью, чем в Западном Техасе, этим странам нужна цена нефти в 95 долларов за баррель, чтобы финансировать государственные социальные программы, согласно RBC Capital Markets.
Производителям сланцевой нефти, напротив, не нужно в обязательном порядке зарабатывать столь высокую прибыль для своих инвесторов. Такие инвесторы рассчитывают на постепенный характер роста цен.
При этом "на прямые инвестиции (private equity) приходится 40% вложений в секторе добычи, тогда как 40 лет назад ничего подобного не было", замечает Чарльз Черингтон из Argus Energy Managers.
Для многих сланцевых компаний шансы выйти на уровень безубыточности по-прежнему небольшие, однако некоторые считают, что в настоящее время они могут достигнуть этого уровня, несмотря на цены в районе 50 долларов.
Американские производители нефти активно сокращают издержки, благодаря чему порог рентабельности на 60% горизонтальных скважинах в крупнейших сланцевых бассейнах составляет 35-55 долларов за баррель, отметил Аллен Гилмер, председатель консалтинговой фирмы Drillinginfo.
Восстанавливается активность даже тех буровые компании в сланцевом секторе, которые продолжают нести убытки, сообщил Паал Кибсгор, руководитель крупнейшей в мире нефтесервисной компании Schlumberger Inc.
По прогнозам Кибсгора, к концу года его компания переориентирует незадействованное оборудование для бурения и гидроразрыва. "Операторы (месторождений), судя по всему, не сильно страдают от того, что 6-й год подряд свободный денежный поток отрицательный", - сказал он инвесторам.
Компания Exxon Mobil Corp, традиционно задействованная в крупнейших международных проектах, планирует направить 25% бюджета этого года – около 5,5 млрд долларов – на развитие сланцевых высокоприбыльных месторождений с коротким циклом отработки запасов. На этих месторождениях компании принадлежат 5500 скважин, работа которых рентабельна при ценах на нефть меньше 40 долларов за баррель.
Чтобы противостоять угрозе сланцевого сектора, 13 стран ОПЕК создали коалицию с 11 странами вне картеля, включая Россию, для коллективного сокращения добычи. Еще две страны, Египет и Туркменистан, намекнули на готовность присоединиться к сделке. Это означает, что 26 стран с суммарной добычей 52 млн баррелей в день – почти 60% от мирового спроса – приложат усилия для снижения производства нефти.
Россия, которая годами держалась от картеля в стороне, согласилась сократить добычу после того, как падение нефтяных цен сильно ударило по экономике страны. В следующем году в РФ пройдут президентские выборы, а бюджет России пополняется на 30 млрд долларов в год при росте цен на 10 долларов за баррель.
По словам некоторых экспертов, действия (участвующих в соглашении стран) медленно, но верно способствуют разрешению проблемы избытка предложения. Однако любое новое соглашение по ограничению добычи в Ираке или другой стране ОПЕК приведет лишь к наращиванию добычи в США, предупреждает Алан Эйр из Государственного департамента США.
"Чем больших успехов добивается ОПЕК в приверженности квотам и продлении ноябрьского соглашения, тем больше это заставляет США наращивать добычу и отвоевывать у ОПЕК долю рынка", - отметил он. По прогнозам Эйра, добыча нефти в США к середине 2018 года достигнет 10 млн баррелей в день.