МОСКВА, 30 июн — ПРАЙМ, Анна Подлинова. С 1 июля в России в очередной раз будут проиндексированы тарифы на коммунальные услуги. В среднем по стране рост составит 4%, при этом в Москве коммуналка подорожает на 7%, в Петербурге – на 6%. Меньше всего тарифы вырастут в Северной Осетии-Алании - на 2,5%. Эксперты говорят, что монопольные правила игры достаточно характерны для сектора, отмечая, что индексация происходит фактически без должных расчетов.
Директор ассоциации ТСЖ Московской области Сергей Белолипецкий говорит, что рост цен с тем или иным индексом не подкреплен расчетами. "Нет научного обоснования под нормами расчета повышения цен на услуги ЖКХ, его берут с потолка. По большей части весь рост оправдывается лишь платежеспособностью населения", - сказал он агентству "Прайм".
По словам Белолипецкого, за каждой коммунальной услугой стоит производитель, который часто работает как монополист. Правильнее было бы прекратить регулировать цены и отпустить их в свободный рынок. "Рынок должен быть везде, по возможности надо уходить от монополии. Надо вводить рыночные механизмы. Год-два будет сложно, это будет шоковая терапия на рынке коммуналки. Цены могут взлететь", - сказал он, заметив, что, тем не менее, в таком случае потребитель будет четко знать, за что он платит.
Директор Центра градостроительных компетенций института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская, говорит, что в странах, ориентированных на социальную составляющую, идет жесткая привязка платы за ЖКХ к доходам населения. "В социально развитых странах принято так: плата за ЖКХ, как и заработная плата, зависят от региона, они связаны между собой. Если не получается показатели привязать к доходам, это означает, что государственные управленческие модели неэффективны и их нужно менять", - сказала Ирбитская.
Она пояснила, что до сих пор на рынке коммунальных услуг РФ действует монополия. "Мы должны понимать, что несмотря на то что созданы концессии, услуги ЖКХ – это монопольная структура. Есть один монополист: это так или иначе государство и ресурсодобывающие компании", - сказала она, заметив, что, когда есть монополист, адаптировать сервисные услуги к нуждам населения он совершенно не заинтересован.
"Он также не заинтересован в повышении эффективности технической и управленческой систем", - отметила Ирбитская, добавив, что сейчас рост цен зачастую связан с платежеспособностью граждан. "Где есть возможность больше запросить, там это делают", - заключила она.
Как считают?
Правительство, рассчитывая индексы роста оплаты коммуналки, руководствуется прогнозом социально-экономического развития РФ на ближайшие годы. Рост цен на газ и электроэнергию наряду с инфляцией являются факторами, которые влияют на рост тарифов. Считается, что индекс учитывает специфику коммунальной сферы региона, поэтому в каждом субъекте он разный. Именно поэтому тарифы для населения не являются экономически обоснованными. Разница в стоимости тепло- и электроэнергии возмещается за счет средств местных бюджетов.
Плата за конкретную коммунальную услугу складывается из тарифа, умноженного на норматив потребления или показания счетчика. Средний или максимальный индекс изменения размера вносимой платы за все коммунальные услуги по субъектам утверждается правительством. Местные власти имеют право снижать тарифы ниже этого значения, но случается это крайне редко.