ЛОНДОН, 8 авг - ПРАЙМ. С приближением выхода Великобритании из ЕС (Brexit) появляется все больше свидетельств того, что компании откладывают запланированные в этой стране инвестиции, сообщает Dow Jones со ссылкой на Wall Street Journal.
Согласно правительственным данным, в прошлом году инвестиции сократились впервые с 2009 года, и теперь ряд общенациональных опросов показывают, что Brexit влияет на процесс принятия решений лидерами бизнесов.
Великобритания столкнулась с политическими неурядицами, и неудача премьер-министра Терезы Мэй на выборах в мае усиливает неопределенность относительно способа выхода Великобритании из ЕС, переговоры насчет которого уже начались. Правительство стремится заключить соглашение о переходном периоде, чтобы дать бизнесу время адаптироваться, однако дает противоречивую информацию об условиях этого соглашения, держа компании в напряжении.
Министр финансов Филип Хаммонд считает, что неопределенность дает компаниям возможность взять паузу. "Абсолютно очевидно, что бизнесы – там, где у них есть выбор относительно инвестиций и где они могут воздержаться от принятия решений, –именно это и делают", – заявил он British Broadcasting Corp. в июле.
"Они ждут большей ясности насчет того, как будут выглядеть отношения с Европой", – отметил он.
Сторонники Brexit говорят, что еще слишком рано оценивать влияние предстоящего шага на бизнес-инвестиции.
"Несколько историй – это еще не статистика", – считает Эндрю Лилико, сторонник Brexit и исполнительный директор базирующейся в Лондоне консалтинговой фирмы Europe Economics. Он признает, что падение инвестиций вероятно, но полагает, что новые торговые соглашения в итоге себя оправдают.
Банк Англии в четверг снизил свой прогноз роста бизнес-инвестиций на 2017 год на 0,75 процентного пункта до 1%, а также пересмотрел прогноз на следующий год в сторону понижения на 0,5 процентного пункта до 2,75%.
Глава Банка Англии Марк Карни, разделяющий взгляды Хаммонда, заявил, что инвестиции в 2020 году, как ожидается, будут на 20% ниже того уровня, который прогнозировался непосредственно перед референдумом.
В ходе недавнего опроса почти 360 бизнесов, проведенного Конфедерацией британской промышленности, 40% опрошенных заявили, что Brexit повлиял на их инвестиционные решения. Из них практически все, конечно же, считают, что это влияние было негативным.
"Перспектива многочисленных трудностей – в плане тарифов, бюрократии и регулирования – уже сильно сказывается на деловых решениях", – заявила в июле гендиректор CBI Кэролин Фэрбаерн.
"Результатом стали отложенные или упущенные решения об инвестициях", – добавила она.
Компании не делают громких заявлений об отложенных инвестициях или об ухудшении положения своего бизнеса.
Однако одна крупная европейская компания из инженерно-технической сферы и сферы электроники недавно отложила планы строительства инновационного центра в Великобритании, как сообщила Фэрбаерн, не назвав эту компанию.
Другой опрос, проведенный Deloitte LLP по итогам 2-го квартала этого года, также показал, что настроения в кругах деловых лидеров ухудшились. Треть опрошенных финдиректоров заявили, что ожидают снижения капрасходов своих компаний за следующие три года. Их основной повод для опасений – риски Brexit.
Согласно отраслевому Обществу производителей и продавцов автомобилей, британская автомобильная индустрия, которая экспортировала 80% из 1,7 млн произведенных в прошлом году автомобилей, значительно сократила инвестиции, которые в 1-м полугодии этого года составили только 322 млн фунтов (419 млн долларов).
Если в этом году ситуация продолжит развиваться в том же ключе, инвестиции сократятся на 60% по сравнению с 2016 годом, когда они уже упали на треть к 2015 году.
Крупные игроки отрасли, включая Ford<F> Motor Co., ждут ясности относительно торговых соглашений Великобритании после Brexit и лишь затем будут активизировать свои инвестиционные планы.
"Нам нужно принять важные инвестиционные решения в период переговоров о Brexit, – заявил Эндрю Макколл, вице-президент европейского подразделения Ford по правительственным вопросам. – Мы внимательно следим за этими переговорами".
Паоло Поцци, гендиректор Agrati Group, итальянского производителя автомобильных крепежей, в том числе поставляющего их британским подразделениям Volkswagen и Peugeot, заявил, что во 2-м квартале заказы в Великобритании упали на 10% после многолетнего роста на двузначный процент.
"Свою лепту вносят разные факторы, в том числе коррекция после периода сильного роста, но Brexit, конечно, является дополнительным негативным моментом", – отметил он.
Нежелание бизнеса инвестировать в преддверии Brexit, ожидаемого в марте 2019 года, начинает влиять на официальные макроданные.
Согласно данным Службы национальной статистики, инвестиции бизнесов в 1-м квартале выросли лишь на 0,6% по сравнению с предыдущим кварталом, только частично компенсировав снижение на 0,9%, произошедшее в 4-м квартале, Предварительные данные за 2-й квартал будут опубликованы в конце августа.
В целом за 2016 год, когда прошел референдум о Brexit и отмечалась значительная политическая нестабильность, бизнес-инвестиции впервые с 2009 года сократились по сравнению с предыдущим годом.
Это необычно, учитывая стабильную прибыль британских компаний и безработицу на уровне 4,5%, самом низком более чем за 40 лет. Низкая безработица обычно стимулирует бизнес активно инвестировать в трудосберегающие капитальные проекты.
Бизнес-инвестиции в настоящее время должны расти, как считает Сэмюэл Томс, главный экономист по Великобритании из лондонского подразделения Pantheon Macroeconomics. По его словам, этого не происходит, вероятно, из-за неопределенности вокруг Brexit.
Лилико заявил, что опубликованные официальные данные не стали существенным доказательством спада, связанного с Brexit.
"Идет множество разговоров о замедлении роста инвестиций в связи с Brexit, но в целом я не думаю, что именно эти цифры являются подтверждением", – указал он.
Тем не менее, как он добавил, некоторое снижение бизнес-инвестиций именно из-за Brexit может в этом году стать очевидным и продолжиться до 2020 года.
"Не думаю, что кто-либо ожидает, что событие такого масштаба, как выход из ЕС, обойдется без некоторых переходных издержек, – считает он. – Полагаю, что сначала вследствие выхода из союза возникнут убытки, а несколько позже – такие возможности, как новые торговые соглашения с США, Японией или изменения в нормативной среде в Великобритании".
Тем не мене данные ONS показывают, что британские компании накапливают ликвидность, и в значительной степени это происходит за пределами Великобритании. Тем самым вновь подтверждается тот факт, что британский бизнес уже сокращает инвестиции.
Банковские депозиты частных нефинансовых компаний за 12 месяцев по март выросли на 66 млрд долларов, достигнув почти 648 млрд фунтов, что почти в четыре раза больше общего объема средств, инвестированных британскими бизнесами в прошлом году.
Львиная доля этого роста, около 30 млрд фунтов, пришлась на депозиты британских бизнесов за рубежом, а еще 18 млрд фунтов – на валютные депозиты в британских банках.
Рост зарубежных депозитов бизнесов в британских фунтах может отчасти отражать резкое ослабление фунта в свете референдума о Brexit. Однако, как указал Томс, это не объясняет масштабов этого роста, а также того, почему бизнесы предпочитают не репатриировать средства.
Как он считает, компании, вероятнее всего, просто накапливают экспортную выручку, чтобы инвестировать ее за рубежом в том случае, если Великобритания выйдет из ЕС. "Инвестирование за рубежом, а не на домашнем рынке, будет очевидным выбором для британских компаний, желающих застраховаться от жесткого варианта Brexit", – добавил он.