МОСКВА, 9 авг - ПРАЙМ. Когда Билл Форд 20 лет назад встал у руля семейного автомобильного бизнеса, он уже был готов говорить о переходе к электромобилям и в конечном счете отказе потребителей от владения собственными машинами, передает Dow Jones.
Однако тогда его идеи были проигнорированы. Форд хотел, чтобы Ford<F>< > Motor Co. начал инвестировать в развивающиеся альтернативные способы передвижения, но "члены совета директоров тогда так на меня посмотрели, будто я бегу впереди паровоза", рассказал он в интервью.
По истечении нескольких лет другие автопроизводители и технологические фирмы согласились с его образом мыслей и в итоге обошли Ford в сегменте электрокаров и беспилотных автомобилей. А в апреле Tesla Inc., которая продает стильные электромобили, обошла Ford еще и по рыночной капитализации. И это является тревожным сигналом, что Уолл-стрит со все большим скепсисом относится к перспективам роста традиционных автопроизводителей.
Ford оказался в отстающих, и Форд, который годами полагался на руководство компании, решил вмешаться.
В прошлом семейный наследник позволял гендиректорам выходить на авансцену. Но то, что до сих пор способствовало прогрессу отрасли – новые концепции топливной эффективности и способов передвижения, – годами было в фокусе его внимания. К тому же менялся и сам Форд, особенно после смерти в 2014 году его отца Уильяма Клэя Форда старшего, который участвовал в делах компании более 50 лет.
"Его смерть заставила меня осознать, что теперь пришел мой черед, – признался Форд, имея в виду смену руководства семейным кланом и бизнесом. – Я должен был сделать это".
Через месяц после того, как Tesla достигла важного рубежа, Форд, по словам осведомленных источников, провел редкую для компании рокировку управленческой команды. Был уволен генеральный директор Марк Филдс, проработавший в компании 28 лет, а Джим Хэкетт, которого Форд пригласил в компанию в 2016 году, чтобы тот возглавил инновационное подразделение автопроизводителя, был назначен на место Филдса.
"То, чем мы занимаемся сейчас, требует от нас риска, – сказал Форд, который сейчас является исполнительным председателем и который за последний год взял на себя больше руководящих обязанностей. – Мы должны делать ставки. Мы должны иметь собственное мнение о будущем".
Форд, как говорят источники, полагал, что компания теряет направление движения, а у Филдса нет четкой долгосрочной стратегии. Топ-менеджеры, по словам источников, резко разошлись во мнениях насчет дальнейшего развития компании.
Аналитики до сих пор ждут более масштабного стратегического плана, разрабатываемого Хэкеттом, подробности которого должны стать известными позднее в этом году, и отмечают, что компании предстоит безотлагательно решить ряд краткосрочных проблем. С момента назначения нового гендиректора акции компании не сдвинулись с места, а сама она ожидает, что доналоговая операционная прибыль в этом году снизится на 16%-25%.
За то время, что Форд руководил компанией, он испытал взлеты и падения. В начале 2000-х он, будучи гендиректором, владел операционным контролем над Ford и работал над распутыванием сложной и раздробленной модели корпоративной структуры, которую унаследовал от предшественников. Однако высокие затраты на рабочую силу и избыточная производственная мощность ударили по финансовому состоянию компании, и Форд вновь обратился за помощью к специалисту со стороны, рассчитывая на ускорение оптимизации бизнеса.
Ford и большинство других отраслевых компаний до сих пор серьезно зависят от продаж автомобилей и грузовиков, работающих на двигателях внутреннего сгорания и предназначенных для частного использования. Эту модель бизнеса сейчас пытаются нарушить Tesla и другие представители Кремниевой долины, в том числе Uber Technologies Inc. и Alphabet Inc. Они возглавляют переход к электромобилям, беспилотным автомобилям и услугам по совместному использованию транспортных средств, которые, как опасаются традиционные автопроизводители, сократят потребность в частном владении машинами.
По данным IHS Markit, каждая третья машина, которая будет собрана в 2025 году, как ожидается, будет либо электрокаром, либо гибридом. Для сравнения, в 2016 году доля таких машин составила 4%. Между тем общие продажи автомобилей в США с начала года по конец июля снизились на 3%, а прошлогодняя доналоговая операционная прибыль Ford упала на 4%.
Сейчас в Ford проходит 100-дневный пересмотр всех операций – компания планирует стать более бережливой и динамичной. Хэкетт в первые недели на должности гендиректора ввел так называемое "правило 24 секунд" с целью исполнения дедлайнов, рассчитанных на то, чтобы быстрее внедрять планы.
Более половины своей жизни 60-летний Форд потратил на то, чтобы заставить компанию, базирующуюся в мичиганском Дирборне и основанную его прадедом, думать об окружающей среде и новых формах передвижения. Он допускал, что не всегда был прав, в том числе когда сам был гендиректором в период с 2001 по 2006 год.
В 2008 году, на пике коллапса автомобильной отрасли, совет директоров Ford отверг его предложение о целесообразности инвестиций в бизнесы нетрадиционных способов передвижения. Как утверждает Форд, он понимал, что погрязшая в проблемах компания тогда думала о "следующей неделе, а не о следующих 30 годах". Двумя годами ранее Форд организовал для компании многомиллиардное финансирование, которое и помогло ей остаться на плаву.
Ford пережил кризис, имея при этом гораздо более прочное финансовое положение благодаря реструктуризации, проведенной бывшим гендиректором Аланом Малалли, который отказался от ряда брендов, оптимизировал мировые операции Ford и сосредоточил внимание на ключевых линейках Ford и Lincoln.
Когда Филдс в середине 2014 года возглавил компанию, Ford стабильно приносил прибыль, но нуждался в лучшей подготовке к будущему. Компания отказалась от прицельного внимания к усилиям в ключевых бизнесах, на котором настаивал Малалли, и сосредоточилась на "мобильности". Этот термин, описывающий новые формы передвижения, Форд начал использовать почти 20 лет назад.
Филдс, которого годами "взращивали" для должности гендиректора, начал испытывать трудности: без четкого движения к прибыльности проекты, как казалось, распадались, а акции за время срока его правления упали на 40%.
Филдс не ответил на просьбу о комментариях.
Тогда Форд обратился к Хэкетту, который давно работал в сфере офисной мебели, был членом совета директоров Ford и назначению которого на должность главы подразделения альтернативных способов передвижения Форд способствовал годом ранее. Форд организовал данное подразделение после того, как провалились переговоры компании с Alphabet о выпуске самоуправляемых автомобилей.
"Джим всегда заставлял меня думать", демонстрируя глубину, которую редко можно увидеть в автомобильном бизнесе, признался Форд. "Огромное количество людей, с которыми я столкнулся на этом месте работы, вновь и вновь говорят то же самое", - добавил он.
Продажи гибридов и электромобилей Ford в прошлом году выросли на 17%, хотя их доля в общих продажах компании составляет лишь 3%. В следующие пять лет автопроизводитель планирует представить 13 новых электрокаров, в том числе гибридные версии спорткара Mustang и лидера продаж – пикапа F-150.
Ранее в этом году Ford говорил, что инвестирует 1 млрд долларов в Argo AI, стартап, занимающийся искусственным интеллектом, для разработки технологий беспилотного вождения. По словам компании, она планирует начать эксплуатацию полностью самоуправляемых автомобилей в коммерческих целях к 2021 году.
Как утверждает Форд, когда он в 1999 году стал председателем компании, через 20 лет после того, как пришел в нее в качестве аналитика по планированию выпуска продукции, культура была "иерархической и почти милитаристской".
Жесткий стиль управления, некогда позволивший Ford стать лидером в отрасли, развитие которой зависит от длительных циклов разработки и серьезной потребности в капитале, в итоге сделал компанию слишком закрытой и медленной, чтобы она могла успешно конкурировать с проворными технологическими фирмами.
В рамках изменений в руководстве Форд взял на себя больше обязанностей по руководству компанией. Например, он присутствует и высказывает свое мнение на встречах, посвященных обсуждению стратегии.
В его непосредственные обязанности входят связи с общественностью и государственными органами. Так, Форд приложил усилия, чтобы смягчить накал между компанией и президентом Дональдом Трампом, который раскритиковал ее планы перенести производство Ford Focus в Мексику. Теперь Ford намерен перенести сборку автомобилей, предназначенных для американского рынка, в Китай.