МОСКВА, 19 сен - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), не вложенные в активы, в 2018 году составят 2,4-2,5 триллиона рублей, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов. Он напомнил, что в прошлом году для финансирования дефицита бюджета из Резервного фонда было потрачено 2,1 триллиона рублей. Со следующего года Резервный фонд будет объединён с ФНБ.
По словам министра, в 2016 году было потрачено резервов столько, сколько остается на следующий год. Поэтому подушку безопасности необходимо беречь: правительство в следующей трехлетке намерено очень аккуратно относиться к использованию резервов, полностью отказавшись от финансирования дефицита бюджета за их счёт с 2019 года.
Согласно принятому накануне правительством проекту бюджета на 2018-2020 годы, объем ФНБ в 2018 году сократится до 3,662 трлн рублей с 3,920 трлн рублей на начало года, однако далее прогнозируется его прирост до 4,272 трлн рублей на конец 2019 года и 4,347 трлн рублей на конец 2020 года.
При этом ожидается, что 2018-й станет последним годом финансирования из ФНБ бюджетного дефицита. На эти цели и на софинансирование добровольных пенсионных накоплений потратят 1,114 трлн рублей. Далее ожидаются траты из ФНБ только на пенсионные накопления — 4,5 млрд рублей в 2019 году и 3,8 млрд рублей в 2020 году.
ИСПОЛНЯТ ИЛИ НЕТ
Эксперты, опрошенные "Прайм", считают задачу сохранения резервов в ближайшие годы вполне реальной. "Задачи, которые ставит правительство и ЦБ – прекратить расходовать резервы и держать их под контролем – важны, чтобы пересидеть санкции, поддерживать курс национальной валюты и расчеты при внешних операциях. Поэтому надо приготовиться к усиленной политике жесткой экономии. Сократятся, пусть и не сразу, расходы на науку, образование, медицину и, возможно, даже немного на оборону", - рассуждает руководитель Центра экономических исследований ИГСО, Василий Колташов.
Источников повышения доходов бюджета эксперт не видит. "В последние годы неплохо вложились в нефтеперерабатывающие предприятия Сибири. Но это не изменяет характер российской экономики и не дает экономического роста, и, как следствие, увеличения налогооблагаемой базы. Правительство предпочитает действовать консервативно и ожидать, что рост произойдет сам собой. Действительно, небольшое оживление в течение ближайшего года возможно, но о реальном подъеме, позволяющем получить приток свежих денег в бюджет, говорить не приходится", - полагает он.
В свою очередь, главный экономист ING Дмитрий Полевой напоминает, что в бюджет заложены консервативные ориентиры. "При цене нефти в 40 долларов за баррель исполнить план будет вполне реально, а при цене выше, которую мы сейчас наблюдаем, показатели с большой долей вероятности могут быть лучше", - уверен он.
Эксперт напомнил, что в прошлом году, когда формировался трехлетний бюджет на 2017-2019 годы, показатель дефицита на 2017 год был запланирован в 2,7% ВВП, на 2018-й – в 2% ВВП, а на 2019 - 1,2% ВВП. Теперь, по словам Силуанова, дефицит бюджета РФ составит в 2017 году 2,1% ВВП. Согласно бюджету 2018-2020, дефицит бюджета в 2018 году составит 1,37% ВВП, в 2019 году - 0,84% ВВП, а в 2020 - 0,87% ВВП. Показатели стали более оптимистичными, в том числе, с учетом реальной динамики нефтяных цен и складывающейся экономической ситуации, пояснил Полевой.
РИСКИ ПОТЕРЯТЬ "КУБЫШКУ"
Существенных рисков невыполнения планов по наполнению ФНБ эксперты не видят, по крайней мере, на данном этапе. Они возможны лишь при более неблагоприятной нефтяной конъюнктуре – если цена нефти долго будет держаться ниже отметок 40 долларов за баррель. "Однако в кратко- и среднесрочной перспективе вероятность такого сценария невелика. Гораздо более реален вариант, что нефть будет дороже, и объем ФНБ окажется больше запланированного. Не исключено, что удастся сохранить и Резервный фонд, куда по-прежнему будут перечисляться растущие нефтегазовые сверхдоходы", - сказал Полевой.
Однако ситуация может меняться непредсказуемо. Колташов не исключает снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Во многом это зависит от Китая, где промышленность, в отличие от ВВП, уже перестает расти. Это может в течение следующего года привести к спаду спроса на нефть. Кроме того, не исключается "сдувание" финансовых пузырей в США и Европе, что также негативно повлияет на котировки. В этой ситуации чем выше поднимется нефть, тем ниже и больнее падение. В этом смысле было бы безопаснее балансировать на 48-50 долларах за баррель, нежели на текущих уровнях.
Среди внутренних факторов негативное влияние может оказать необходимость спасать банки, выплачивая страховки по вкладам. Это может пробить "дыру" в бюджете и спровоцировать лишние траты, что, в свою очередь, может создать условия для девальвации рубля в определенной перспективе. Пока власти заинтересованы в сильной национальной валюте, для чего, в частности, совершают внешние займы, но не исключено, что стратегия может измениться, добавил эксперт. Все эти ситуации потребуют задействования "госзаначки", что означает ее сокращение или полное исчезновение в зависимости от глубины очередного кризиса.