Предварительная оценка роста реальных зарплат за июль была пересмотрена в значительно меньшую сторону (с 4.6% до 3.1% г/г). Данный факт должен снизить опасения Банка России по поводу расхождения в динамике зарплат и производительности труда. Отметим, что разница в темпах роста оборота розничной торговли и реальных зарплат продолжила активно сокращаться. Это означает, что если причиной разрыва между ними было появление новых каналов розничных продаж, не учитываемых Росстатом, то доля таких каналов начинает стабилизироваться.
Загадка медленного восстановления розничных продаж: предыстория. Разрыв в динамике розничной торговли и реальных зарплат впервые образовался в начале 2016 г. В течение того года рост реальных зарплат постепенно набирал обороты и становился более уверенным, чему способствовали ускорение роста номинальных зарплат и устойчивая дезинфляция; в то же время динамика розничных продаж оставалась негативной (в районе −5% г/г). Разворот последней произошел в 2017 г., когда в январе снижение оборота розничной торговли замедлилось до −2.1% г/г, а уже в апреле оно сменилось ростом на 0.4%. За прошедший с тех пор период рост ускорился до 1.9% г/г, а упомянутый выше разрыв с каждым месяцем сокращается.
Описание различных гипотез относительно источника разницы в динамике розничных продаж и реальных зарплат было представлено в очередном выпуске нашего Ежемесячного экономического обзора. Превалирующая точка зрения заключается в том, что разрыв в динамике может быть обусловлен сменой каналов приобретения товаров (когда вместо приобретения товаров в традиционных магазинах потребители предпочитают делать заказы на зарубежных интернет-порталах). Данный вопрос является предметом широких дискуссий, многие участники которых склоняются к мнению, что статистика розничных продаж утратила свою надежность. Однако мы считаем, что данные об обороте продаж искажены только за тот период, когда происходила ребалансировка долей каналов потребления.
Рост продаж продуктов питания ускорился с 0.2% до 1.7% г/г. Фактические темпы восстановления динамики розничных продаж превысили консенсус-прогноз Bloomberg (1.1% г/г), оказавшись ближе к нашему прогнозу (1.6%). Общему улучшению динамики способствовало увеличение темпов роста продаж в продовольственном сегменте (1.7% г/г против 0.2% в июле), тогда как рост продаж непродовольственных товаров продолжил замедляться второй месяц подряд (2.1% г/г в августе против 2.2% в июле и 3.2% в июне). По всей вероятности, опережающая динамика продовольственного сегмента в августе объяснялась резким снижением цен на фрукты и овощи (−15.5% м/м). Напомним, в июне, наоборот, произошел нетипичный для этого периода рост цен, вынудивший потребителей воздержаться от покупок и еще больше сократить ежедневные расходы (−0.4% г/г против −0.1% в мае).
Основной вклад в замедление роста продаж непродовольственных товаров, по нашим оценкам, внес сегмент бытовой электроники. В месячном сопоставлении продажи компьютеров в июле выросли всего на 5.9% (против 12.7% в июле 2016 г.), продажи телевизоров сократились на 4.4% (против роста на 4.2% соответственно), а продажи холодильников, для которых лето – это «высокий» сезон, увеличились всего на 23.7% против 45.2% м/м в июле 2016 г.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.