ПЯТИГОРСК, 13 окт - ПРАЙМ. Минэнерго России рассчитывает, что уже со следующего года на энергорынке может стартовать двухэтапный конкурентный отбор мощности, который позволит стимулировать модернизацию действующих электростанций и строительство новых, рассказал журналистам замминистра энергетики Вячеслав Кравченко.
Решение о судьбе модернизации электростанций России - это вопрос, цена которого может составлять 1,2 триллиона рублей. Именно в эту сумму оценил модернизацию "Совет производителей энергии", объединяющий 16 крупных энергокомпаний, на долю которых приходится 70% мощности Единой энергосистемы РФ. Потребители, само собой, не хотят платить эти деньги вдобавок к плате за работающие мощности и к нерыночным "добавкам", например, 30 миллиардам рублей за снижение дальневосточных тарифов.
Вопрос обострился в последний год, потому что вскоре энергокомпании заканчивают, а некоторые уже закончили масштабное строительство новых энергомощностей по договорам предоставления мощности (ДПМ). Эти договоры гарантируют инвесторам окупаемость инвестиций в течение 10 лет. Договоры подписали на старте реформы электроэнергетики в России, когда прогнозировался рост потребления электроэнергии на фоне старения и вывода электростанций из эксплуатации.
Однако прогнозы не оправдались полностью: новые мощности вводятся, а потребление растет очень умеренно - на 1,7% в 2016 году. Потребители неоднократно указывали на избыток энергомощностей, за которые им приходится платить. Но энергокомпании при этом говорят, что работающие электростанции стареют и модернизация необходима, чтобы в какой-то момент не столкнуться с дефицитом энергии. "Совет производителей энергии" подсчитал, что только входящие в него компании готовы модернизировать 478 единиц оборудования суммарной мощностью более 70 ГВт.
Спор шел и между самими энергокомпаниями - они вместе с Минэнерго никак не могли определиться, как получить деньги на модернизацию. Электростанции РФ получают доход за счет продажи двух товаров — электроэнергии и мощности. Доходы от продажи мощности в среднем составляют около 30% доходов станции. Цена мощности определяется на несколько лет вперед в ходе специальной конкурсной процедуры — конкурентного отбора мощности (КОМ), который проходит раз в год. В 2017 году прошел КОМ на 2021 год. Цену КОМ производители всегда называли недостаточной, чтобы проводить модернизацию и окупить инвестиции в нее.
НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На отраслевой конференции, организованной регулятором энергорынков - ассоциацией "НП Совет рынка", видимо, все же было достигнуто некое согласие по основным моментам. Во всяком случае, вслед за председателем правления "Совет" рынка" Максимом Быстровым Минэнерго тоже представило механизм двухэтапного КОМ. Причем ведомство не прочь провести его уже в 2018 году.
"Если постараемся, то, я думаю, что в следующем году можно будет начинать эти процедуры. Может быть, если мы хорошо поработаем", - сказал Кравченко в кулуарах конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России: развитие генерации после ДПМ. Выбор пути".
Идея двухэтапного КОМ в том, чтобы провести обычный отбор, определить цены по двум ценовым зонам энергорынка (первая объединяет европейскую часть РФ и Урал, во вторую входит Сибирь). При этом обязательства компаний по поставкам мощности и цена на нее по выбору самой компании может фиксироваться на год или три. В этом этапе может участвовать и новая генерация.
На втором этапе идет отбор и определение проектов для модернизации и строительства новой генерации. Спрос на модернизацию или новую стройку просчитывается в так называемых зонах свободного перетока на энергорынке, которые меньше ценовых зон (например, Урал и Кавказ в первой ценовой зоне).
Во втором этапе участвуют те электростанции или их отдельные энергоблоки, которые прошли первый этап и зафиксировали свои обязательства на один год. Те мощности, которые нужны для покрытия спроса, пройдут отбор второго этапа. Оплату они будут получать в течение 10 лет.
Те, которые не нужны - вернутся к работе в течение года на условиях первого этапа. Затем, как говорится в презентации Минэнерго, они будут выводиться из эксплуатации. В КОМ им будет запрещено участвовать.
При этом есть одно ограничение - ежегодная квота на модернизацию и новое строительство, чтобы не произошло резкого удорожания мощности для потребителей. К тому же, как отмечается в презентации Минэнерго, производители энергооборудования одномоментно не справятся со всем объемом заказов. Государство при этом получит возможность контролировать последствия и планы при изменении рыночной конъюнктуры, отмечает министерство.
Из-за этой квоты все нужные для покрытия спроса потребителей мощности могут не пройти сразу отбор второго этапа. Такие неотобранные могут вернуться на работу по условиям первого этапа и попробовать пройти второй этап в следующем году.
РАЗУМНЫЕ ЦЕНЫ
"Потребителям ожидать только того, что мы получим новое, более надежное оборудование, повысим надежность энерго- и теплоснабжения. Цена, я думаю, что будет расти в разумных пределах. Мы цену будем стараться держать на разумном уровне... Я исхожу из того, что объем мощности, который мы выставляем на эти конкурсы, существенно меньше, чем необходимо поменять, генераторы вступят в борьбу и цена снизится от предельных уровней, которые мы установим", - прокомментировал Кравченко.
По его словам, новый КОМ будет проводиться на шесть лет. На него будут выставляться в ближайшей перспективе гигаватты объемов генерации ежегодно. "Мы точно исходим, что объемы будут измеряться в гигаваттах, но это не будут десятки. На первом этапе 1-3 ГВт", - сказал он.
В ходе обсуждений нового механизма "Фортум" и Минэкономразвития предложили привлечь к модернизации и допустить на новый КОМ электросетевые компании.
"Министерство экономики и "Фортум" говорили про это в рамках реализации механизма по выводу из эксплуатации объектов генерации, это то, что мы прописали в проекте закона - что действительно, если объект выводится из эксплуатации, то можно будет смотреть, каким образом обеспечить его безболезненность выхода из энергосистемы, замещающие мероприятия, можно строить генерацию меньшей мощности, реализовывать это мероприятиями сетевыми и так далее", - пояснил Кравченко.
Вопрос с потребителями про этом остается открытым.
"Потребители считают деньги. Основная задача, чтобы ценовая нагрузках не росла на их бизнесы, особенно энергоемкие, поэтому их позиция понятна. Они всячески хотят ограничить уровень платежей за мощность, но из соображения надежности энергосистемы и модернизации все-таки требуют определенных вложений, поэтому я вынес для себя, что мы находимся в состоянии поиска к консенсусу. Я думаю, мы его найдем", - сказал Быстров журналистам.