МОСКВА, 24 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Октябрь, традиционно считающийся последним для россиян месяцем, когда можно съездить отдохнуть в бархатный сезон, еще не закончился, а агрегаторы авиабилетов и туркомпании уже подводят итоги. По данным интернет-сервиса для путешественников Biletix.ru, объем проданных авиабилетов в сентябре-октябре 2017 года вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом средний чек перелета в бархатный сезон туда-обратно по внутренним направлениям снизился с 7444 рублей до 6970 рублей, то есть на 6,5%. По международным направлениям – с 16414 рублей до 14924 рублей, то есть на 9%. Продажи авиабилетов по внутренним направлениям выросли на 4%, по международным – на 29%.
"Самыми популярными внутренними направлениями уходящего бархатного сезона стали Симферополь, Сочи, Краснодар, Анапа и Минеральные воды. Среди международных направлений наибольшей популярностью у российских туристов пользовались Кишинев, Батуми, Тиват, Тбилиси и Ларнака. В основном, увеличение продаж по международным направлениям обеспечено ростом популярности ближнего зарубежья", - рассказал "Прайм" гендиректор Biletix Александр Сизинцев.
В свою очередь сервис путешествий Туту.ру отмечает, что путешествовать осенью гораздо дешевле, чем летом. Средние цены на перелеты в бархатный сезон ниже, чем летом: на 13% на внутренние билеты, на 11% в страны ближнего и дальнего зарубежья и на 8% — в города Европы. По данным аналитиков Туту.ру, осенью снижаются цены на перелет на традиционные летние курорты (Сочи, Симферополь, Анапа, Баку, Барселона, Тиват, Анталья и т.д.), тогда как осенние экскурсионные направления или держатся на уровне лета, или дорожают. Осенью традиционно популярны перелёты в Прагу, Вену, Рим, Стамбул, и по этим маршрутам снижения цен на перелеты не наблюдается.
То же касается цен на турпакеты. По данным сервиса Яндекс.Путешествия, неделя отдыха в Турции в трехзвездочном отеле на "все включено" в конце октября обойдется в 27-30 тысяч рублей на двоих. Аналогичные условия в высокий сезон – июль-август – стоили 35-40 тысяч рублей для двух туристов. Для сравнения, самый дешевый недельный тур в Италию или Испанию на ближайшие даты стоит дороже 50 тысяч рублей на двоих, что сопоставимо с ценами в летние месяцы.
ОСЕННИЙ МАРАФОН
Впереди еще один осенний месяц – ноябрь, на который выпадают очередные "длинные" праздники. На них приходится последний всплеск спроса у туроператоров и продавцов авиабилетов. Затем после некоторого спада идут уже новогодние продажи.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), на ноябрьские праздники россияне выбирают "близкий безвизовый пляж". В отсутствие Египта это Турция, Кипр, ОАЭ, Израиль, Доминикана, Таиланд и Вьетнам. Также в топе запросов туристов экскурсионные программы в страны Европы, где можно насладиться красками "золотой осени" без толп туристов. Лидируют Чехия, Италия, а также автобусные туры в Прибалтику из Санкт-Петербурга. Ведущие участники рынка отмечают, что в этом году спрос на заграничные туры на ноябрьские даты значительно превышает прошлогодние объемы. Причинами такого всплеска игроки рынка называют относительно стабильную экономическую ситуацию и устойчивый курс рубля, указывает АТОР.
Что касается спроса на туры по России в период ноябрьских праздников, то в этом году он сохраняется на прошлогоднем уровне. Правда, нужно учитывать, что в этот период в прошлом году рекордные показатели роста внутреннего туризма уже ушли и начался затяжной спад. Едут в Санкт-Петербург, Казань, Калининград, а также в Крым и Краснодарский край, где туристический сезон уже закрыт, но погода теплее, чем в средней полосе России. Популярны краткосрочные (на 2-4 дня) речные круизы или экскурсии недалеко от Москвы.
"Сейчас наиболее популярными направлениями стали страны Азии, Таиланд и Вьетнам. Россия также присутствует в списке лидеров, но интересен тот факт, что в топ 5 вошли Тунис и Турция. Как правило, в октябре продажи этих стран почти заканчивались. Если Вьетнам и Таиланд привлекают климатом, то Тунис и Турция оптимальным соотношением "цена-качество", - рассказывает руководитель отдела продаж туров Туту.ру Мария Чупина.
В этом сезоне туроператоры даже продлили чартерную программу в Тунис в связи с наличием спроса. Из наиболее популярных курортов России лидером стала Красная поляна. Вьетнам в этом сезоне дал хорошие цены и становится полноценным конкурентом Таиланда, добавила эксперт.
НОВЫЙ ГОД
Констатируя успешные осенние продажи, туроператоры уже вовсю готовятся к высокому новогоднему сезону. По данным Туту.ру, пассажиры предпочитают оформлять билеты на новогодние каникулы в такие зарубежные страны как Чехия, Германия, Молдавия, Грузия и Испания. Падение спроса отслеживается по таким маршрутам, как Швейцария и Таиланд: доля билетов снизилась по сравнению с прошлым годом в два раза. При этом цены на авиабилеты растут: новогодний перелет в Италию, Францию и Швейцарию обойдется на 25-30% дороже, чем год назад. На 24% подорожала новогодняя Белоруссия. Из приятного — намного бюджетнее стал перелет в Австрию (-23%) и ОАЭ (-43%).
Если говорить об организованном туризме, то конкретно на этот Новый год чаще выбирают Россию: Сочи и Имеретинский район, так как цены соответствуют "не сезону", рассказала Чупина. Предпочтения остальных клиентов все-таки на стороне пляжного отдыха: Куба, Доминикана, Таиланд, Вьетнам, Индонезия и ОАЭ. Также спросом пользуются туры в Андорру, Чехию и Израиль. Из относительных новинок - Иордания набирает обороты.
На фоне увеличения спроса туроператоры могут планировать увеличение чартерной перевозки и снижение себестоимости перелета, что, безусловно, приведет к наличию "горящих туров", считает она.
ИТОГИ ГОДА
В целом эксперты оценивают 2017 год как позитивные. "Мы выходим из просадки 2016 года, характерной для всего туристического рынка, и приближаемся к докризисным показателям", - говорит Сизинцев. В летний сезон рост продаж авиабилетов составил 28% по сравнению с прошлым годом, в бархатный сезон мы выросли на 13%, ранние бронирования на новогодний период выросли на 17%. По итогам года продажи авиабилетов увеличатся примерно на 20% по сравнению с 2016 годом. Динамичный подъем характерен как для рынка самостоятельного, так и организованного туризма, добавил он.
По словам Чупиной, в целом в 2017 самой большой проблемой туроператоров были перевозчики и чартеры. Частые задержки вылетов, банкротства - все это обратило на себя внимание контролирующих органов, а значит, будут приниматься меры по улучшению ситуации. Уже сейчас ведется статистика по задержкам вылетов, обсуждается возможность разграничения ответственности туроператора и авиакомпании. Все это должно привести к снятию негативного фона, прогнозирует она.