МОСКВА, 31 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Во вторник стало известно о продаже шведским телекоммуникационным холдингом Telia Company 19% акций "Мегафона"
После сообщения о выходе Telia из капитала "Мегафона" бумаги последнего упали почти на 5%. За несколько дней до сообщения о сделке глава совета директоров "Мегафона" заявил, что компании нужно инвестировать в развитие, а не в выплату дивидендов. Это также негативно сказалось на котировках компании.
Telia, ранее заявившая о сокращении бизнеса в европейском регионе, в октябре уже продала через дочернюю компанию Sonera Holding B.V. 38,5 млн акций "Мегафона" за 22,522 млрд рублей. Компания планирует сосредоточиться на бизнесе в странах Балтии и Скандинавии.
КТО ВЫИГРАЕТ
В своем пресс-релизе Газпромбанк сообщил, что позитивно оценивает потенциал роста стоимости "Мегафона" как одной из самых динамично развивающихся компаний в телекоммуникационном секторе и ожидает дальнейшего усиления ее рыночных позиций за счет высоких операционных показателей и дополнительных точек роста, в том числе, в области развития новых банковских продуктов.
Банк уверен, что вместе с другими акционерами компании будет выработан единый подход в отношении долгосрочной стратегии "Мегафона" и механизмов ее успешной реализации.
В свою очередь, крупнейший акционер "Мегафона" - USM заявил, что предпримет все усилия для сохранения Газпромбанка в качестве стратегического инвестора оператора.
"Скорее всего, эта сделка может положительно отразиться на акционерной стоимости компании, так как рыночный навес из акций закончился, по крайней мере, в краткосрочном периоде", - рассуждает старший аналитик "Атон" Виктор Дима. Первые комментарии от Газпромбанка после сделки позволяют сделать вывод о том, что банк, скорее всего, видит себя долгосрочным и стратегическим инвестором в "Мегафоне". В длительном периоде это упростит согласование долгосрочной стратегии между ключевыми акционерами компании, добавил он.
По мнению аналитика "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, для миноритарных акционеров новость скорее положительна. Если USM сработается с новым акционером, то бумага будет расти. "Дисконт в 10%, с которым был продан пакет, явно не испугал инвесторов", - отметил он.
Аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин полагает, что наличие мажоритарного акционера USM и особенности российского корпоративного права указывают на то, что сделка с Telia не даёт возможности Газпромбанку оказывать существенное влияние на стратегию и текущую деятельность "Мегафона". Нельзя исключать, что Газпромбанк будет промежуточным владельцем и частично или полностью выйдет из капитала через некоторое время по аналогии с ВТБ в кейсе с перепродажей Теле2, считает он.
ПЕРЕВАЛОЧНАЯ БАЗА
С тем, что Газпромбанк не будет конечным покупателем и пакет впоследствии может быть перепродан, согласны и другие эксперты. "Банк – скорее финансовый, нежели стратегический инвестор. Думаю, он будет заинтересован в высоких дивидендных выплатах, чтобы рано или поздно получить возврат вложенных средств, а затем рано или поздно выйдет из капитала "Мегафона", - рассуждает аналитик по телекоммуникациям Райффайзенбанка Сергей Либин.
Произойдет это минимум через полгода, согласно условиям договора. Кроме того, сейчас оператор реализует стратегию, которую озвучил в мае. Она нацелена, в том числе, на рост финансовых показателей, поэтому Газпромбанк подождет ее реализации и, скорее всего, продаст актив после этого, добавил эксперт.
Вопрос лишь в том, кто будет инвестором. Продажа стратегическому инвестору – хороший, но маловероятный вариант, поскольку кандидатов не видно. Скорее всего, будет реализована продажа небольших пакетов, считает Либин.
ПОЧЕМУ ОНИ УХОДЯТ
Идея со стратегическим инвестором сомнительна еще и потому что иностранный капитал все чаще стремится к выходу из российского телеком-рынка. Так, норвежский Telenor в течение двух лет продает свою долю в "материнской" компании "Вымпелкома" – Veon. "Инвесторы шли на растущий рынок, но теперь этот рост прекратился. В России высокая конкуренция, полное насыщение и отсутствие перспектив роста, что сопоставимо с европейскими странами", - поясняет Либин. Поэтому каждый оператор реализует свою бизнес-стратегию.
"На наш взгляд, мотивация Telia и Telenor при принятии решений о продаже пакета акций была разная", - полагает Дима из АТОН. В случае Telia, это новая стратегия компании, которая сфокусирована на операциях в странах Скандинавии и Балтийского региона. В случае Telenor, это, скорее всего, было продиктовано решением упростить инвестиционный портфель компании, а также разногласиями относительно долгосрочной стратегии развития компании между Telenor и VEON.
Столь длинный перечень негативных факторов, очевидно, вынудил продавать активы быстро и с большим дисконтом, добавил Нигматуллин.