МОСКВА, 11 дек - ПРАЙМ. Объемы продажи оружия в мире в 2016 году выросли впервые за пять лет, сообщает Стокгольмский институт проблем мира (SIPRI). По данным организации, совокупный объем продаж входящих в ее рейтинг топ-100 крупнейших военно-промышленных компаний году достиг 374,8 млрд долларов, что на 1,9% больше по сравнению с 2015 годом и на 38% – по сравнению с 2002 годом.
Эксперты, опрошенные "Прайм", объясняют это резким ростом напряженности в мире и увеличением числа военных конфликтов. По мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константина Макиенко, рынок вооружений демонстрирует рост уже с 2014 года. "SIPRI работает на основе анализа сотни крупнейших производителей, и, возможно, смогла зафиксировать изменения только сейчас. Но, по нашим ощущениям, рост происходит в течение последних трех лет. Именно в 2014 году на Ближнем Востоке произошло резкое обострение в Сирии и Ираке. Одновременно разгорелся конфликт на Украине. После него Европа и в целом западный мир начали активно довооружаться. Вдобавок существует длительный тренд на вооружение в Юго-Восточной Азии. Как следствие, совокупные объемы производства и продажи оружия растут", - пояснил он.
РОССИИ САНКЦИИ НЕ ПОМЕХА
Доля продаж российских компаний, входящих в исследование, за прошлый год увеличилась на 3,8% до 26,6 млрд долларов. Она составляет 7,1% от общемирового объема продаж вооружения. Лидером является Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), чьи продажи за прошлый год выросли на 15,5%. У ряда других компаний, напротив, фиксировалось снижение. "Основные экономические трудности, с которыми Россия столкнулась в 2016 году, привели к снижению темпов роста продаж оружия российскими компаниями", – отмечает в этой связи старший научный сотрудник SIPRI Симон Веземан.
Рост продаж оружия в РФ связан с тем, что сейчас продолжает выполняться госпрограмма вооружения до 2020 года, полагает Макиенко. В ее рамках на закупки оружия и военной техники в сумме будет истрачено 21,5 трлн рублей. Большая часть этих денег идет на гособоронзаказы, за счет чего растет производство и сумма сделок. Что касается экспорта, то он с 2014-2015 годов стабилизировался на уровне 14-15 млрд долларов в год.
Кроме того, что РФ следует в общемировом тренде, не следует забывать, что за время военных действий в Сирии российская военная продукция прошла "обкатку", и все игроки рынка смогли убедиться в ее качестве, напомнил заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. "Таким образом, "сирийский полигон" выступил своего рода рекламой, что позитивно повлияло на число сделок", - отметил он.
При этом на российские программы экспорта вооружения могут повлиять новые санкции США – как заявляют в Госдепе, не исключено, что ограничения, подписанные президентом Дональдом Трампом, коснутся продажи Россией высокотехнологичных образцов оружия третьим странам. Опрошенные "Прайм" эксперты, однако, сомневаются в этом, поскольку санкции США никак не могут регулировать политику не зависящих от них стран в этом вопросе. Санкции против российских оборонных компаний вводились многократно, едва ли не при каждом президенте США, однако это никогда не имело воздействия, напомнил Храмчихин. Не факт, что подействует и сейчас, добавил он.
США: ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ РАСТЕТ
Продажи оружия компаниями американского ВПК увеличились на 4% до 217,2 млрд долларов или до 57,9% от общего объема продаж. Лидером рынка оказалась корпорация Lockheed Martin (+10,7%). Вместе с Boeing и Raytheon они заняли первые три строчки топ-100 SIPRI. Прочие компании США также увеличили продажи, в рейтинг SIPRI вошли новые американские игроки. Позитивный тренд подтверждают и внутристрановые исследования: по данным американского Агентства по оборонному сотрудничеству и безопасности (DSCA), с октября 2016 года по октябрь 2017 года США продали другим странам оружия на 41,93 млрд долларов.
В сентябре стало известно, что сенат США утвердил проект оборонного бюджета страны на 2018 финансовый год (начинается 1 октября 2017 года) в 692 млрд долларов. Бюджет на 2017 финансовый год составлял 619 млрд долларов. "Текущий бюджет можно назвать рекордным, его увеличение произошло благодаря позиции Трампа. Оно стало драйвером общего роста оборонных расходов в мире", - рассуждает Макиенко. Как следствие, растут и продажи оружия – некоторые контракты с Саудовской Аравией и Катаром исчисляются в миллиардах долларах. Стабильно увеличиваются и закупки за счет госбюджета США, добавил он.
При этом рост продаж вооружения производителями Западной Европы остался стабильным – 0,2% за 2016 год. Снижение наблюдалось у трансъевропейских, французских и итальянских компаний, в то время как английские и немецкие фиксировали рост.
ТРЕТИЙ МИР НЕ СТОИТ В СТОРОНЕ
К новым региональным игрокам, участвующим в рейтинге, стоит отнести Бразилию, Индию, Южную Корею и Турцию. Возглавили список растущих рынков производители Южной Кореи, увеличившие продажи на 20,6 % за 2016 год. Южнокорейские компании увеличили продажи до 8,4 млрд долларов, страна стремится реализовать свою цель и стать крупным экспортером вооружений, комментирует Веземан.
По мнению экспертов, тренд на рост производства и продажи оружия в ближайшее время продолжится. В пользу этого свидетельствует целый ряд факторов, рассуждает Макиенко. Во-первых, США резко увеличивает производство и продажу вооружений, и, скорее всего, не откажется от этого на воне обострения ракетно-ядерного кризиса с КНДР и необходимости противостоять Китаю. Скорее всего, американский военный бюджет при Трампе продолжит расти. Во-вторых, продолжает наращивать свои военные расходы Китай, а за ним подтянутся другие игроки азиатского региона – Южная Корея, Япония, Индия. В-третьих, по-прежнему неурегулированные военные конфликты на Ближнем Востоке и Украине повлекут необходимость тратить на оружие и для других стран. Уже сейчас значительно наращивают закупки Саудовская Аравия, Катар и другие страны Персидского залива. И, наконец, новые игроки, прежде всего, Турция, заинтересованы в расширении экспансии на рынке вооружений и будут стараться наращивать обороты
По мнению Храмчихина, в этой ситуации России, как и прежде, следует сохранять позиции на традиционных рынках сбыта – страны СНГ, Азия, Ближний Восток, Северная Африка, а также налаживать отношения с новыми партнерами, прежде всего, Южной Америкой. Так, в Мексику мы в течение последних лет поставляем самолеты Superjet 100. Недавно они объявили о заинтересованности в приобретении у РФ еще и вертолетов. Кроме того, Россия прорабатывает вопрос поставки комплексов противовоздушной обороны в такие страны, как Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика и Перу.