ЛЮКСЕМБУРГ, 11 июн — ПРАЙМ. Вопрос о внесении поправок к Газовой директиве Евросоюза, которые были предложены ЕК в прошлом году и могли бы затронуть работу действующего "Северного потока" и создаваемого "Северного потока-2", обсуждался на совете министров энергетики стран ЕС в понедельник, однако пока консенсуса по продвижению этого законопроекта нет.
ЕК в ноябре предложила внести поправки к Газовой директиве ЕС. Их цель — сделать так, чтобы определенные нормы энергетического законодательства ЕС применялись не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории ЕС, которые идут из или в третьи страны. К таким нормам относятся, в частности, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать "голубое топливо", разделение деятельности по продаже и транспортировке газа. Сейчас эти нормы не распространяются на морские участки газопроводов.
ПРОЦЕСС
Согласование законов в ЕС идет в несколько этапов. Еврокомиссия предлагает законопроект, он обсуждается отдельно в Европарламенте и Совете ЕС. Когда и если два органа выработают каждый свою единую позицию по законопроекту и утвердят ее, может начаться обсуждение документа между ними и при участии Еврокомиссии – так называемый триалог.
Если Европарламент и Совет ЕС в этих совместных переговорах придут к компромиссному варианту законопроекта, то он затем утверждается отдельно каждым из этих институтов и может вступить в силу.
Европарламент уже выработал свою позицию по поправкам к Газовой директиве. Совет ЕС — еще нет. Следовательно, триалог пока начаться не может.
В Совете стран ЕС работа над поправками к директиве пока идет на техническом уровне – в рабочей группе по энергетике. По правилам, единая позиция Совета ЕС по обсуждаемому законопроекту может быть оформлена на уровне Coreper – постпредов стран ЕС при союзе, куда документ может попасть после обсуждения в рабочей группе.
РАЗНОГЛАСИЯ
Министр энергетики председательствующей в Совете ЕС Болгарии Теменужка Петкова сообщила на пресс-конференции в рамках прошедшего в понедельник совета, что среди стран Евросоюза на уровне рабочей группы остаются разногласия относительно поправок к Газовой директиве. По ее словам, они касаются, в частности, критериев предоставления исключений из-под действия предложенных правил.
Еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете на той же пресс-конференции рассказал, что тема поправок поднималась на прошедшем в понедельник Совете министров. Как сообщают источники, вопрос, который не стоял в повестке дня заседания, рассматривался по инициативе польской стороны. Обсуждался вопрос о возможности ускорения рассмотрения законопроекта в Совете. Речь идет о вынесении его на уровень постпредов стран ЕС при союзе (Coreper), в частности, уже до конца июня.
Некоторые страны Евросоюза, несмотря на сохраняющиеся разногласия в рабочей группе, не против возможности подобного ускорения. Однако и тут, исходя из имеющейся информации, пока нет консенсуса.
Каньете рассказал, что "значительная группа стран" Евросоюза хотели бы, чтобы Совет ЕС достиг общей позиции по законопроекту в рамках болгарского председательства, то есть до конца июня. Имена этих стран официально не уточняются.
Но есть и другая группа стран, которая говорит, что было бы "более благоразумно подождать" с продвижением поправок к директиве, тем самым не мешая другим дискуссиям в области энергетики в ЕС, к примеру, по транзиту российского газа через Украину.
Тут стоит напомнить, что ранее вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович предложил России и Украине провести при участии ЕК трехсторонние переговоры о будущем транзита "голубого топлива" из России через территорию Украины в страны ЕС после 2019 года. Пока дата этих переговоров не определена.
Даже если Совет ЕС на уровне Coreper в июне согласует свою позицию по поправкам к Газовой директиве, начать триалог в этом же месяце будет по срокам непросто.
Еврокомиссия со своей стороны продолжает надеяться начать триалог по поправкам к газовой директиве во втором полугодии текущего года – об этом Каньете сказал РИА Новости. Однако пока все зависит не от ЕК, а от состояния дискуссии среди представителей стран ЕС в Совете.