МОСКВА, 19 июн — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Росстат повысил оценку темпов роста промышленного производства в России за 2017 год с 1% до 2,1%. Статистическое ведомство назвало три причины такого пересчета: поступление новых данных о производстве продукции и объеме выполненных работ; появление более актуальных данных о производстве в малом бизнесе; переход компаний на новые классификаторы.
По переоценке Росстата, рост промпроизводства в первом квартале составил 2,8% вместо 1,9%, в апреле производство выросло на 3,9%, снизившись в мае до 3,7%.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм" считают, что уточнение данных Росстатом – это нормальная практика. Однако, корректировка роста в два раза вызывает у экспертов удивление и неуверенность в формировании диагностики российской экономики.
ЛОЖЬ, НАГЛАЯ ЛОЖЬ И СТАТИСТИКА
Корректировка данных по производству — это обычная практика и не удивительно, что такое происходит, отметил главный экономист российского офиса Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский. По его словам, это делается во всех странах.
Удвоение промпроизводства за 2017 год в два раза, с 1% до 2,1%, выглядит "очень сильно", однако это обусловлено низкой базой и радикально ничего не меняет, считает Осаковский. У нас не только будущее, но и прошлое малопредсказуемо, сказал он.
Старший аналитик "Альпари" Роман Ткачук, комментируя новые данные Росстата, отметил, что в конце прошлого года были опасения, что российская экономика стагнирует из-за сильной просадки промпроизводста в конце года.
Однако, по его мнению, факторами роста послужили дорогая нефть и слабый рубль, что позитивно сказалось на позициях экспортеров. Аналитик привел в пример экспорт "Газпрома" в Европу, который находится на исторических максимумах.
По его словам, любопытно, что данные по промпроизводству после пересмотра точно совпали с прогнозом МЭР.
"Учитывая, что Росстат находится в подчинении Минэкономразвития, такое совпадение несколько настораживает. Если Росстат искусственно завышает отдельные показатели, то в будущем ему придётся их корректировать вниз", — считает Ткачук.
С одной стороны, любое статистическое ведомство, включая Росстат, старается показывать хорошие результаты – это не российский феномен, согласен главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах. С другой стороны, по его словам, ситуация в экономике по разным косвенным признакам, если не брать в расчет строительный сектор, "более оживленная". На это повлияло снижение банковских ставок, слабый рубль и высокие цены на нефть. Эти факторы, расползаясь по экономике, дали определенный приток росту промпроизводства.
Аналитики не видят угрозы в падении роста производства в мае в сравнении с апрелем 2018 года. Можно говорить, что разница между апрельским ростом промпроизводства в 3,9% и майским ростом в 3,7% не критична. В России не такая точность статистики, как, к примеру, в США, "где все ждут изменения роста в одну десятую процента или на пять тысяч человек по рабочим местам", указывает Табах.
Аналитики Альфа-банка отметили, что заметный пересмотр по росту промпроизводства создает проблему доверия к данным Росстата и делает публикуемые ведомством макроданные менее надежными для принятия решений в области макроэкономической политики, что повышает риск ошибки в процессе принятия решений.
Такие сильные изменения в оценках роста сильно осложняют макроэкономическую диагностику, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее словам, когда экономика растет не очень быстро, то разница между 1-процентным и 2-процентным ростом очень значительна.
"Мне трудно назвать эту переоценку хорошей новостью, потому что переоценка роста не проясняет перспективы на будущее и вызывает большие сомнения по поводу интерпретации той статистики, которую мы получаем сейчас", — говорит Орлова. Она считает, что если в прошлом произошла такая сильная переоценка роста "вверх", то возможно в будущем будет коррекция "вниз".
"Это не столько недоверие к данным, сколько неуверенность в формировании диагностики происходящего в экономике, и это существенно добавляет неопределенности при принятии решений для многих экономических игроков", — сказала Орлова.
СТАТИСТИКА И ВВП
Позитивно оценив рост промышленного производства, аналитики отметили, что новые данные Росстата могут повлиять и на оценку ВВП. Старые оценки роста ВВП за прошлый и нынешний год могут быть пересмотрены, поскольку рост промпроизводства может добавить около 10% к ВВП.
В целом динамика по росту промпроизводства достаточно хорошая, считает Табах. По его словам, новые данные Росстата отразятся на ВВП, поскольку это процесс динамичный.
"Второй квартал 2018 года, скорее всего, будет "весьма неплох", потому что в экспортных отраслях все достаточно хорошо, учитывая слабый рубль. На внутреннем рынке хуже не становится. Кроме того, из-за повышения НДС любой вменяемый бизнес будет стараться сделать все что можно этим годом, а не следующим. Поэтому, скорее всего, во втором полугодии мы увидим дополнительный рост экономической активности. Но первый-второй квартал следующего года будут довольно слабыми. Сдвиг экономической активности на этот год обусловлен рациональным экономическим поведением бизнеса", — считает Табах.
Осаковский прогнозирует "не радикальный" пересмотр ВВП из-за новых статданных.
Рост промышленного производства, следующий из данных Росстата, с большой вероятностью лишь подтверждает увеличение запасов предприятий, который происходил в последнее время, считает Орлова. Увеличение объемов запасов свидетельствуют о спаде активности, поэтому новые данные по росту, скорее, не скажутся на ВВП, а будут фактором большей связанности цифр в структуре ВВП.
В Минэкономразвития ранее заявляли о намерении понизить прогноз роста ВВП в России в этом году исходя из текущей ситуации до 1,6-2,1% с прежних 2,1%.