МОСКВА, 19 сен — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Указ президента Украины о непролонгации договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией вступил в силу после публикации в официальном издании "Урядовый курьер". Петр Порошенко еще 17 сентября утвердил соответствующее решение Совета национальной безопасности и обороны.
Как подчеркнули в Киеве, речь идет не о денонсации договора, а именно о его непродлении. До 30 сентября власти Украины должны проинформировать Россию о своем решении. Против инициативы властей выступила украинская оппозиция, представители которой считают, что решение противоречит национальным интересам страны и усложняет отношения с соседом.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", считают, что прекращение действия соглашения о дружбе будет иметь определенные последствия для экономик обеих стран, но в большей степени отразится на украинской. С другой стороны, действия Киева лишь юридически оформляют то, что давно уже в реальности произошло.
Краткосрочный эффект и перспектива
Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Эмиль Мартиросян пояснил, что договор о дружбе, партнерстве и сотрудничестве между Россией и Украиной относился к рамочным соглашениям, под которые создаются внешнеторговые и инвестиционные контракты. Такие документы определяют принципы взаимодействия между двумя странами.
"Главное – что страны и компании, которые могут являться конкурентами, делают и не делают в отношении друг друга. Например, демпинг. Подобные договоры никогда не носят конкретного характера в плане условий поставок или инвестиций. Этот блок договоров создается уже после", — сказал эксперт.
Как правило, в подобных договорах формируется перечень из 20-25 основополагающих принципов, часть из которых можно назвать политическими, другую – экономическими. Если больше не существует подобного рамочного договора, то каждый договор – инвестиционный, торговый, экономический, поставочный – пересматривается или теряет силу, добавил Мартиросян.
"Отменяются принципы. Например, совместная разработка новых технологий в сфере IT-индустрии. Этого принципа уже нет. Значит, страны будут порознь создавать технологии, и превращаться не в альянс, не в партнеров, а в конкурентов", — пояснил он.
Подобные договоры всегда превращали ненужную конкуренцию, подчеркнул эксперт. Особенно, если речь шла о соседних странах. Государства, конечно, имеют право на разрыв таких отношений, создавая себе возможность независимого, внеальянсного развития. Но у подобных действий есть определенные эффекты. Краткосрочный — однозначно будет негативен, поскольку многие компании и индустрии являются трансграничными и работают вместе. Если разрывается такой договор, то это обязательно скажется на экономике. Долгосрочный эффект будет заключаться в том, что компании начнут поиск альтернативных партнеров.
"Я думаю, что Россия, получив такое решение от Украины, будет искать новых экономических контрагентов на перспективу ", — сказал Мартиросян.
Прежде всего, по мнению эксперта, речь идет о металлургической индустрии, авиастроении, торговле продуктами питания.
Украина рискует потерять инвестиции России и рынок СНГ
По мнению доцента кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Евгения Ицакова, ничего особенного после разрыва договора о дружбе Украины с Россией не произойдет. Отношения двух стран долго деградировали, и началось это давно, несмотря на то, что сохраняется достаточно большой объем российских инвестиций в Украину.
Эксперт напомнил, что у России достаточно большие интересы на Украине. РФ остается самым большим инвестором, и разрыв договора может, в некоторой мере ударить по бизнесу российских компаний на украинской территории.
"Но, в любом случае, речь идет о 290 миллионах долларов суммарных инвестиций, что в масштабах России – сумма небольшая. Для Украины же это – около четверти транша МВФ, который они ожидают. Теперь Украина рискует эти деньги потерять", — подчеркнул Ицаков.
Скорее всего,, считает эксперт, бизнес у россиян будет "отжат ", и какое-то время это будет выгодно для Украины.
"Но без грамотного управления и нормальной поддержки большого бизнеса эта история закончится разорением структур. Скорее, это – удар по украинской экономике. Но это вполне лежит в русле политики современных киевских властей", — считает Ицаков.
Эксперт также напомнил, что украинские товары до последнего времени находили сбыт в основном в СНГ. При этом значительная часть территории содружества – именно Россия.
" Соответственно, сейчас уже формально украинские товары в Россию поставляться не могут", — считает он.
При этом для России украинский рынок сбыта давно закрыт — от начала травли российских товаров, которые помечали специальными значками до банального вытеснения отовсюду. Сейчас же произошла лишь формализация давно очевидных процессов, подчеркнул Ицаков.
Формальность, а не реальный документ
Политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов уверен, что в отношениях России и Украины ничего кардинально измениться в связи с разрывом договора о дружбе не может. Из того правового пространства, которое было очерчено этим соглашением, страны давно ушли. Сам факт того, что договор до сих пор действовал, никак не определяло ситуацию.
"Это была формальность, а не реальный документ", — сказал эксперт.
Разрыв договора стал приведением юридической базы в соответствие с реальностью. Какие-то последствия этих действий в прикладном смысле могут иметь место, но для Украины их будет, безусловно, больше, считает Лукьянов.
"Но фактически этот договор уже давно — анахронизм", — подчеркнул он.
По мнению эксперта, достаточно вспомнить историю заключения соглашения. Главной причиной его подписания в 1990-х годах стало стремление Украины закрыть все гипотетические территориальные вопросы, а России – обеспечить постоянное или долговременное базирование флота в Крыму.
"И тот и другой вопрос больше никоим образом не актуален. Все остальное — частности", — подчеркнул Лукьянов.
В ситуации, когда заявленной и последовательно реализуемой целью украинского руководства является максимальный и, по возможности, полный разрыв связей с Россией на всех уровнях, наличие такого договора выглядело атавизмом прошлого, подытожил он.