Рейтинг@Mail.ru
Кому достанутся нефтяные сверхдоходы бюджета? - 04.03.2024, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Кому достанутся нефтяные сверхдоходы бюджета?

© fotolia.com / OlegDoroshin%Дом правительства РФ
%Дом правительства РФ
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 20 сен — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Правительство РФ на заседании в четверг одобрило проект федерального бюджета на 2019-2021 годы. Впервые за пять лет основной финансовый документ государства запланирован с профицитом — в 2019 году в 1,885 трлн рублей, или 1,8% ВВП, в 2020 году — 1,183 трлн рублей, или 1,1% ВВП, в 2021 году — 0,9 трлн рублей, или 0,8% ВВП.

Согласно обнародованному накануне проекту документа, расходы бюджета в 2019 году составят 18,06 трлн рублей, в 2020 году — 19,01 трлн рублей, а в 2021 году — 20,04 трлн рублей. В процентах ВВП это составит 17,1% в 2019 году, 17,2% в 2020 году и 16,9% в 2021 году. В свою очередь, доходы бюджета в 2019 году составят 19,948 трлн рублей, в 2020 году — 20,195 трлн рублей, в 2021 году — 20,952 трлн рублей. В процентном соотношении к ВВП это составит 18,9% в 2019 году, 18,2% в 2020 году и 17,7% в 2021 году.

Ожидается, что в ближайшую трехлетку общий объем расходов бюджета к объему ВВП снизится, благодаря более высоким темпам роста ВВП по отношению к темпам роста номинального объема расходов и более умеренным ростом доходов по отношению к ВВП,  говорится в пояснительной записке. 

# Вид на Дом правительства Российской Федерации с набережной Тараса Шевченко в Москве
Правительство одобрило проект бюджета РФ на 2019-2021 годы

В нулевом чтении проект может быть рассмотрен в Госдуме 25 сентября, а в первом чтении — 24 октября. 

ОТКУДА ДЕНЬГИ

По словам премьера Дмитрия Медведева, Россия в 2019 году фактически полностью восстановит финансовую защиту бюджета от внешних шоков, а Фонд национального благосостояния (ФНБ) достигнет максимального объема за всю его историю. В свою очередь, глава Минфина Антон Силуанов заверил, что проект бюджета имеет запас прочности и дает возможность для выполнения обязательств без внесения в него изменений.

Эксперты объясняют надежды на бюджетный профицит высокими ценами на нефть, а также доходами от повышения НДС и реформирования пенсионных отчислений. На нефтегазовые поступления придется порядка 40% доходной части бюджета. В 2019 году они составят 8,7 трлн рублей, но в последующие два года их доля будет снижаться. От дивидендов госкомпаний бюджет РФ получит в будущем году почти 590 млрд рублей. 

Минфин не закладывает в бюджет на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, так как активы в условиях санкций недооценены. В 2019 году планируются внешние займы до 3 млрд долларов и выкуп евробондов до 4 млрд долларов. Но при необходимости министерство вполне может обойтись без внешних займов и заместить их внутренними. В 2019 году, по словам Силуанова, заимствования на внутреннем рынке составят 1,5 трлн рублей. Всего, согласно документу, в 2019 году объем госдолга РФ вырастет до 15,3% ВВП, в 2020 году до 16,4% ВВП, в 2021 году — до 17% ВВП.  

Доходы бюджета от акцизов будут незначительно сокращаться – с 1,068 трлн рублей в 2019 году до 1,061 трлн рублей в 2021 году. При этом в соотношении к ВВП доход от акцизов в 2019 году составит 1% ВВП, в 2020 году — 1% ВВП, в 2021 году — 0,9% ВВП. Поступления от НДС, который с 1 января увеличивается с 18% до 20%, вырастут в будущем году до 6,9 трлн руб с 5,9 трлн рублей в 2018 году. 

НА ЧТО ПОТРАТИМ

Что касается расходов, то традиционно к основным статьям относятся национальная экономика – 2,64 трлн рублей в 2019 году с увеличением до 2,77 трлн рублей спустя три года. На национальную оборону в будущем году потратят 2,9 трлн рублей, в 2020 году – 3 трлн рублей. При этом расходы на национальную безопасность в 2019 году запланированы в объеме 2,254 трлн рублей, в 2020 году — 2,252 трлн рублей, в 2021 году — 2,318 трлн рублей. На общегосударственные вопросы расходы увеличатся с 1,402 трлн рублей в будущем году до 1,536 трлн рублей в 2021 году. 

"В структуре расходов бюджетной системы основную долю будут занимать расходы на социальную политику (12% ВВП в среднем за 2019-2021 годы), национальную оборону и безопасность (около 5% ВВП за рассматриваемый период времени)", — отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.

Ожидаются дополнительные расходы на человеческий капитал, включая образование и здравоохранение на уровне 7% от ВВП за весь период. Правительство также планирует рассмотреть возможность дополнительных расходов на проведение реформ по стратегическому развитию регионов с предоставлением дополнительного финансирования по примеру Дальнего Востока. 

%Бюджет
Минфин не ожидает поступлений в бюджет в 2019-2021 гг от ЦБ, кроме дивидендов от Сбербанка

Вместе с тем основными приоритетными направлениями для государства остаются развитие человеческого капитала, инфраструктуры в целом, а также цифровой экономики, отметила эксперт. 

Второй по важности приоритет – развитие инфраструктуры, указал главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. На эти статьи должны быть выделены приличные средства, в том числе, за счет внебюджетных заимствований, однако список проектов, которые будет финансировать правительство, пока до конца не сформирован. Он появится лишь в октябре. 

ИЗЛИШКИ – В КУБЫШКУ

В целом эксперт отмечает, что обнародованный проект бюджета в целом очень консервативен. "Профицит жестко зафиксирован, соблюдение бюджетного правила не ставится под сомнение. Сверхдоходы от торговли нефтью будут изыматься и направляться, как упоминал Силуанов, на пополнение резервных фондов на случай изменений внешней конъюнктуры", — рассуждает он. 

По всей вероятности, Фонд национального благосостояния достигнет целевого уровня в следующем году, но его пополнение планируется в течение всех трех лет, на которые распространяется бюджетное планирование.

Кардинальных перемен по основным статьям расходов в ходе обсуждения в Госдуме эксперт не ожидает. Однако он полагает, что на фоне пенсионной реформы и повышения НДС странно не видеть никаких уступок в пользу увеличения социально значимых статей расходов. 

Несмотря на в целом высокую долю расходов на соцполитику, нацпроект в области социальной сферы пока обходится без существенного увеличения финансирования. Если брать долю от ВВП, то она стабильна, в номинальных суммах наблюдается несущественный рост. "Такое положение дел, скорее всего, станет предметом дискуссий в нижней палате. Наверняка найдутся недовольные, и суммы на здравоохранение и образование будут скорректированы", — подытожил Тихомиров.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала