МОСКВА, 26 сен — ПРАЙМ. Табачные компании предлагают установить особые сроки маркировки для различных видов табачных изделий в России: в отношении сигарет технология маркировки уже отработана, но ее адаптация для сигар, сигарилл и трубочного табака может потребовать времени, следует из протоколов совещаний по вопросу маркировки, а также комментариев представителей компаний.
Также производители табачной продукции предлагают ввести переходный период, который должен продлиться хотя бы год, чтобы немаркированная табачная продукция смогла естественным образом выйти из оборота, и ее за это время заменили бы пачки сигарет с цифровым кодом.
В России 15 января стартовал эксперимент по маркировке табачной продукции. В ходе проекта отрабатывается маркировка сигарет и папирос. Эксперимент должен проверить эффективность механизма маркировки для обеспечения подлинности продукции, а также для противодействия ввозу в РФ контрафакта. Оператором информационной системы в рамках эксперимента выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В ходе эксперимента пачки сигарет маркируются двухмерным кодом в формате Data Matrix. Штрих-код содержит информацию, которая может подтвердить подлинность продукции: наименование марки сигарет, дата, место и время производства пачки. Покупатели могут отсканировать штрих-код и получить информацию о пачке при помощи мобильного приложения.
В конце июля президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма. Поправки вносят изменения в статью 18 "антитабачного закона". Согласно им, с 1 марта 2019 года для предупреждения незаконной торговли каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
В августе состоялось совещание по вопросам маркировки и мониторинга оборота табачной продукции средствами идентификации в РФ. Согласно протоколу совещания, который имеется в распоряжении РИА Новости, в нем участвовали представители Минпромторга, ЦРПТ, ассоциации "Табакпром", а также производителей табачной продукции и оборудования.
Участники совещания отметили успешность первого этапа эксперимента по маркировке табачной продукции: так, в информационной системе мониторинга оборота табачной продукции зарегистрировались 80 участников эксперимента, а три крупнейшие табачные компании произвели более 18 миллионов маркированных пачек сигарет.
Согласно протоколу, была также отмечена позиция участников эксперимента "о необходимости уточнения" положений статьи 18 "антитабачного закона" "в части разделения сроков введения обязательной маркировки табачных изделий по видам табачной продукции".
На этот же момент обратили внимание участники совещания, которое проходило в начале сентября. В нем участвовали также представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союза независимых сетей РФ, Российской ассоциации экспертов рынка ритейла и крупнейших российских ритейлеров.
На совещании была отмечена "позиция участников эксперимента о необходимости закрепления в нормативных и правовых документах сроков и этапов перехода на обязательную маркировку по видам табачной продукции помимо сигарет".
В эксперименте по маркировке участвуют, в частности, крупнейшие производители табачной продукции — компании Japan Tobacco International (JTI), Philip Morris International (PMI), British American Tobacco (BAT) и Imperial Tobacco.
ВОПРОС ВРЕМЕНИ
Руководитель отдела по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями "БАТ Россия" (российская структура BAT) Максим Курганский отметил, что обязательная маркировка табачной продукции — масштабный проект, для которого поэтапное внедрение является естественным.
"Производителям и импортерам сигар, сигарилл, трубочного табака и прочей табачной продукции потребуется не менее трех лет на разработку, апробацию и адаптацию к новым требованиям законодательства и учета индивидуальных особенностей бизнеса по каждому виду продукции", — рассуждает Курганский.
Директор департамента по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии Георгий Соустин согласен, что для адаптации технологий маркировки для других видов табачных изделий, не включенных на данный момент в эксперимент, потребуется дополнительное время, поскольку их упаковка существенным образом отличается от пачки сигарет.
"Таким образом, введение обязательных требований маркировки по отношению ко всем видам табачной продукции единовременно может привести к приостановке оборота не участвующих в эксперименте видов табачной продукции, соответственно маркировку надо вводить поэтапно", — указал он.
"Мы считаем разумным установление отдельных сроков введения маркировки для различных видов табачной продукции. Сейчас в рамках пилотного проекта возможности Data Matrix кода тестируются только на сигаретах и папиросах, и не исключено, что отработка технологии на других видах табачной продукции может потребовать дополнительного времени", — отметил вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Участники эксперимента на совещаниях в августе и сентябре обратили внимание на необходимость закрепления в нормативных документах сроков и этапов перехода на обязательную маркировку табачной продукции с учетом готовности участников оборота табачной продукции, а также условий переходного периода существования на рынке немаркированной продукции – в виде остатков товаров.
"Мы поддерживаем введение переходного периода для полного замещения немаркированной табачной продукции пачками с цифровой маркировкой на всех этапах ее движения от производственного процесса до реализации в торговой точке потребителю. По нашим оценкам, такой переходный период должен быть не менее 12 месяцев", — сказал вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко.
Курганский из "БАТ Россия" согласен, что переходный период необходим: все участники в этом случае смогут плавно перейти на новые схемы работы, при этом не будет серьезных потрясений для бизнеса и потребителя. "Все участники рынка, которые намерены продолжать бизнес в легальном поле, должны будут маркировать продукцию с учетом новых правил, что потребует дополнительного времени, ресурсов и финансов", — отметил он.
"Государство должно учитывать все эти нюансы и историю, предоставляя дополнительное время для оснащения и переходный период для внедрения и адаптации решений, выбранных по итогам эксперимента. С учетом находящегося на рынке немаркированного товара в товаропроводящих сетях, мы оцениваем переходный период после начала маркировки в 12-18 месяцев", — добавил представитель компании.
"Для полного замещения немаркированной продукции пачками с цифровой маркировки на всех этапах производственно-логистической цепи переходный период должен быть не менее 12 месяцев. С этим согласны все ключевые игроки табачного рынка", — подтверждает вице-президент JTI в России Головко.
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА
В Минпромторге РФ (обеспечивает координацию и мониторинг работы участников пилотного проекта по маркировке) РИА Новости отметили, что сигареты и папиросы являются наиболее массовой табачной продукцией и при этом чувствительной к незаконному обороту.
"Другие виды продукции имеют ряд особенностей — как в части форм-факторов упаковки (много видов упаковки), так и в части оборота (небольшие по объему поставки, но с широким ассортиментом). На наш взгляд, маркировку таких видов продукции также возможно отработать в формате эксперимента, после чего рассмотреть целесообразность введения их обязательной маркировки", — отметили в министерстве.
ЦРПТ также участвует в обсуждениях этого вопроса. "Мы поддерживаем позицию отрасли, что для каждого типа табачной продукции необходим глубокий анализ бизнес-процессов, особенностей логистики, импорта и так далее, прежде чем внедрять обязательную маркировку", — сообщили в пресс-службе центра.
Вопрос о переходном периоде, по мнению Минпромторга, является особенно важным. "Мы должны учитывать наличие на рынке остатков товаров, которые были введены в оборот до вступления в силу обязательной маркировки. Вместе с участниками рынка мы будем прорабатывать вопрос переходного периода для такой продукции. За время такого периода немаркированная продукция естественным путем будет заменена на маркированную", — добавили в ведомстве.
По данным ЦРПТ, большинство компаний полностью готовы перейти к производству табачной продукции с цифровой маркировкой в установленный срок — с 1 марта 2019 года. "Основные игроки уже выпускают маркированную продукцию в коммерческих масштабах, что выходит за рамки пилотного проекта", — указали в пресс-службе.
"Но в связи с тем, что на складах у оптовиков некоторое время после внедрения обязательной маркировки могут находиться не промаркированные табачные изделия, ЦРПТ поддерживает идею бизнеса о внедрении переходного периода для одновременного обращения маркированной и немаркированной продукции", — сообщили в центре.