МОСКВА, 12 окт — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в пятницу сообщил, что Россия и Белоруссия обсуждают вопрос компенсации потерь для Минска от реализации налогового маневра в российской нефтянке. По оценке Минфина Белоруссии, потери бюджета этой страны из-за налогового маневра РФ в 2019 году оцениваются в 300 миллионов долларов. Дополнительные издержки у белорусской стороны возникают из-за ожидаемого увеличения цены на нефть и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты.
Окончательная сумма пока не озвучена, российская сторона ждёт предложений от коллег. Ранее о том, что белорусская сторона с 1 ноября начнет консультации с Москвой по этому вопросу рассказал вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко. Сформированные в рамках двусторонней комиссии предложения поступят в правительство РФ.
Предусмотренная в РФ в 2019–2024 годах реализация налогового маневра в нефтяной отрасли предусматривает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки НДПИ. Соответственно, российская нефть для Белоруссии подорожает до мировых расценок, а доходы белорусского бюджета от нефтяных экспортных пошлин упадут.
Сейчас Белоруссия закупает российскую нефть по ценам ниже рыночных. Ее импорт оценивается в 24 млн тонн в год, из которых на реэкспорт в другие страны идут 6 млн тонн, а остальное страна перерабатывает сама.
По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, могут обсуждаться как прямые финансовые "вливания" в белорусский бюджет, так и косвенные компенсации в нефтегазовой сфере. "Учитывая, что Белоруссия очень близкий партнер России во многих сферах, вероятность введения компенсирующих мер очень высока. Пока у правительства нет точного понимания, как можно это реализовать, поэтому мы ожидаем предложений со стороны Минска, после чего последует некоторый элемент торга", — рассуждает аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук.
ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛАБЛЕНИЯ
Предметом обсуждения может стать государственный кредит, который Белоруссия рассчитывает получить в 2019 году от России на рефинансирование внешнего долга, полагает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. На стадии согласования российская сторона предлагала рефинансировать только платежи, приходящиеся в адрес самой РФ в 2019 году, а белорусская сторона предлагала рефинансировать платежи, приходящиеся в пользу ЕФСР (Евразийского фонда стабилизации и развития)
Действительно, по словам Силуанова, Минфин в следующем году рассмотрит вопрос о предоставлении кредита Белоруссии на сумму около 630 млн долларов на рефинансирование ее долга перед Россией. С 2017 года Минск ведет переговоры с Москвой о предоставлении кредита на 1 млрд долларов для рефинансирования части выплат по внешнему долгу страны. Эта сумма подразумевает все долги, в том числе, перед Евразийским фондом. Обозначенная цифра в 630 млн долларов касается лишь долгов перед РФ.
При этом долговой вопрос пока остается актуальным для страны. В пятницу стало известно, что Евразийский банк развития (ЕАБР) перечислил Белоруссии шестой кредитный транш по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) на сумму 200 млн долларов. Основным донором этого фонда также является Россия. Общий объем займа, который Минск получит до конца текущего года, составляет 2 млрд долларов.
Еще одна возможность финансовой компенсации — межбюджетный трансферт, размер которого белорусская сторона ставит в зависимость от цены получаемой нефти.
"Минску нужны деньги. Об этом свидетельствует то, что президент Александр Лукашенко согласился с запретом на поставки российских темных нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут) до конца 2019 года, в обмен на это получив кредит. Де-факто деньги вообще, скорее всего, останутся в России, в счет погашения Минском долгов. Заем на 1 млрд долларов от России, которая не требует проведения структурных реформ, в условиях выплаты 3,7 млрд долларов по внешним долгам выгоден для Белоруссии", — полагает Тимофеев.
НЕФТЯНОЙ ФАКТОР
Вероятно, компенсация в любом случае затронет нефтегазовую сферу, поскольку здесь у Москвы и Минска больше всего как точек соприкосновения, так и спорных моментов.
По мнению Кравчука, речь может идти о скидке на нефтепродукты на начальном этапе. Сейчас Белоруссия получает от России больше нефти по выгодной цене, чем ей необходимо, сразу продавая излишки на внешний рынок по мировым ценам. При этом с апреля 2017 года экспортные пошлины для нее частично компенсируются.
"Эта сумма может быть увеличена, но для этого необходимо политическое решение. Менее вероятно, но также не исключено, что послабления последуют в других сферах. Например, Россия может дать больше свободы для белорусских сельхозпроизводителей, которые давно жалуются на притеснения", — рассуждает эксперт.
"На фоне сообщений об ограничениях поставок в Белоруссию российских нефтепродуктов, разница от реэкспорта которых фактически была одной из скрытых форм субсидирования бюджета Белоруссии, обсуждение компенсаций потерь от налогового маневра выглядит довольно странно", — рассуждает аналитик "Финам" Алексей Калачев.
Вряд ли речь может идти о компенсациях доходов от реэкспорта нефти. Скорее, можно обсуждать компенсационный механизм по типу возвратных акцизов, который создается для поддержки российских НПЗ. Можно предусмотреть нечто подобное и для белорусских НПЗ по тем объемам российской нефти, из которых будут производиться нефтепродукты для рынков ЕАЭС. Это было бы, по крайней мере, логично, считает он.