МОСКВА, 2 ноя — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев указал на "ряд случаев роста цен на бензин" и поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку провести беседу с нефтяниками. Правительство озаботилось быстрым ростом цен на бензин и дизельное топливо в преддверии повышения акцизов с 1 января 2019 года. Медведев не скрывал, что не исключен "силовой вариант" – ограничение экспорта нефти и нефтепродуктов – если подорожание моторного топлива продолжится. Ранее представители правительства неоднократно заявляли, что рост цен на бензин и дизель не должен превышать инфляцию.
Согласно статистике Росстата, с начала года до конца октября инфляция в России составила 2,9%. По данным агентства "Прайм", с 1 января по 31 октября оптовые цены на бензин класса 5 с октановым числом 92 и 95 повысились на 11% и 18%, достигнув 56 439 руб./т и 50 393 руб./т соответственно. Дизельное топливо за тот же период подорожало на 16%, достигнув рекордного значения — 53 655 руб./т.
Моторное топливо дорожает значительно быстрее, чем растет инфляция. Меры, направленные на сдерживание цен, со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) не привели к желаемому результату.
НЕФТЯНИКОВ ПОВЯЖУТ КРУГОВОЙ ПОРУКОЙ
Козак, отвечающий в правительстве за ТЭК, в среду встретился с руководством нефтяных компаний, а также с представителями независимых сетей АЗС. Нефтяникам было предложено "заморозить" цены на бензин и дизель в течение ближайших 24 часов.
"У нас должно быть четкое и понятное обязательство, и все должны понимать, будет солидарная ответственность: одна компания не выполняет условия соглашения — мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении", — пригрозил Козак.
Он сумел убедить нефтяников "заморозить" цены на уровне конца мая-начала июня до конца года. В 2019 году подорожание бензина и дизеля не должно превышать инфляцию, которая, по мнению вице-премьера, не превысит 4,6%.
Нефтяники испугались не на шутку. "Роснефть" первой подписала соглашение о стабилизации цен на внутреннем рынке моторного топлива. Позже "Сургутнефтегаз" и "Татнефть" сообщили о поддержке мер правительства. Компания "Лукойл" также объявила о пересмотре оптовых цен в сторону понижения "в регионах своей ответственности". В "Газпром нефти" приняли решение снизить оптовые цены сразу на 15%.
Менее чем за 24 часа произошел переход к давно позабытым командно-административным методам регулирования цена на внутреннем рынке нефтепродуктов. Виновниками роста цен на бензин и дизель стали "нефтяники-мироеды", а не правительство, допустившее просчеты в экономической политике.
НАЛОГОВЫМ МАНЕВРОМ УДАРИМ ПО НЕФТЯНКЕ
Подорожание моторного топлива в стране не сводится только к повышению акцизов. Рост цен на бензин и дизель – результат экономической политики правительства, которое не ставит перед собой развитие национальной промышленности и внутреннего рынка.
С 1 января 2019 года помимо повышения в полтора раза акцизов начнется заключительная стадия налогового маневра, согласно которому поэтапно снижается до нуля пошлина на экспорт нефти и повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сырье для российских НПЗ становится дороже, что приводит к повышению себестоимости производства. При этом, в результате налогового маневра обнулится не только экспортная пошлина на нефть, но и на нефтепродукты. Это способствует вывозу бензина и дизельного топлива за рубеж, где цены значительно выше, чем на внутреннем рынке.
Цель налогового маневра — расширение налогооблагаемой базы и увеличение поступлений в бюджет. При этом, нефтяные компании рассматриваются исключительно, как "дойная корова" для пополнения бюджета. Перспективы развития нефтяной отрасли, а также интересы российских потребителей в расчет не принимаются.
В правительстве осознают, что повышение с 1 января акцизов на моторное топливо сразу в полтора раза и завершение налогового маневра приведут к росту цен на бензин и дизель, поэтому для недопущения этого нефтяникам пообещали компенсацию в виде обратного акциза. Однако до сих пор нет ясности и понимания того, как, кому и в какие сроки будут выплачиваться компенсации.
С 1 января следующего года также повысится налог на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. По разным оценкам, доля основных налогов – НДПИ, НДС и акцизов – в стоимости литра бензина или дизеля составит от 60% до 70%.
Правительство сначала обкладывает нефтяные компании огромными налогами, чтобы потом вернуть их в виде компенсаций. Это – экономический абсурд. Нефтяники не верят, что компенсации им будут выплачены вовремя и в полном объеме.
В результате такой экономической политики, цена на все виды моторного топлива в России стремится к уровню европейских стран, куда в основном экспортируется российское моторное топливо. Однако подорожание бензина и дизеля негативно влияет на национальную экономику и вызывает социальное недовольство. Для сдерживания роста цен в пределах инфляции правительство решило использовать совсем нерыночные методы: нефтяников повязали круговой порукой под угрозой введения лицензирования поставок за рубеж или запретительных экспортных пошлин.
Более того, "либеральные экономисты", окапавшиеся в российском правительстве, привыкли решать все проблемы путем девальвации национальной валюты. Это только усугубляет ситуацию, поскольку делает экспорт бензина и дизельного топлива еще более выгодным по сравнению с продажами на внутреннем рынке.
НАЛОГИ ПОВЫШАЮТ, А ДЕНЬГИ НЕКУДА ДЕВАТЬ
Многие эксперты уверены, что повышать налоги нет необходимости, поскольку высокая цена на нефть – значительно выше заложенных в бюджет $40/барр. – приносит огромные незапланированные доходы. По данным Минфина, в январе-сентябре этого года профицит российского бюджета составил 3,5% ВВП, или 2,55 трлн руб. В проекте бюджета на следующий год предусмотрено превышение доходов над расходами в размере 1,8%, или 1,93 трлн руб. При это, в следующем году также ожидаются огромные незапланированные доходы, поскольку бюджет сформирован с учетом цены на нефть $40/барр. плюс ежегодная индексация в размене 2%.
Большинство экономистов уверены, что бюджет страны должен быть сбалансирован, а профицит только вредит экономике, поскольку тормозит ее развитие. Более того, в разумных пределах даже дефицит возможен. Европейский центральный банк позволяет странам, входящим в ЕС, формировать бюджет с дефицитом, но не более 3% ВВП.
Одновременно с повышение акцизов и налогов огромные средства тратятся на спасение банков с "эффективными менеджерами" во главе. По официальным данным, "санация" только двух банков – "Открытия" и Бинбанка – потребовала 2,7 трлн руб. При этом, повышение НДС на 2% в следующем году принесет в "закрома Родины" 600-620 млрд руб.
Соглашение о заморозке цен на внутреннем рынке будет иметь временный эффект и негативно скажется на нефтяной отрасли – прежде всего нефтепереработке – что может привести к сокращению производства и образованию дефицита моторного топлива. Если это произойдет, то придется менять экономическую политику или менять правительство.