11 мар — Dow Jones. В чем заключается отличие между технологическими гигантами времен доткома и нынешними? Современные технологические титаны по-настоящему крупные, причем не только в глазах восторженных инвесторов.
Впрочем, это не означает, что им не свойственны риски.
Когда 10 марта 2000 года пузырь доткомов достиг своего пика, цены акций ведущих технологических компаний того времени стали настолько высокими, что их просто невозможно было игнорировать. На долю Microsoft, Cisco, Intel и Oracle – группы, получившей название "четыре всадника" (иногда Oraclе в этой четверке уступала место Dell Computer) – в совокупной рыночной капитализации компаний, входящих в S&P 500, приходилось около 13,9%.
Среди этих старых фаворитов только Microsoft сегодня стоит дороже – недавно она заняла 1-е место по капитализации. За ней вплотную следуют Apple, Amazon Alphabet, материнская компания Google. На сегодняшний день доля "всадников" в рыночной стоимости S&P 500 равняется примерно 13,5%, то есть мало чем отличается от исторической стоимости старых "всадников".
Однако экономическая мощь современных "всадников" гораздо выше. Их суммарные годовые продажи составляют порядка 750 млрд долларов, что почти в 10 раз превосходит продажи их аналогов во время пузыря доткомов. На их долю в совокупных продажах компаний, входящих в S&P 500, в настоящее время приходится 6,4%, или более чем в четыре раза больше, чем в 2000 году. Однако такое усиление позиций нельзя приписать какой-то отдельной компании. Доля Apple и Amazon (последняя технически является ритейлером) в продажах S&P 500 составляет примерно по 2%, а доля Microsoft и Alphabet – примерно по 1%. Аналогичная ситуация сложилась и с прибылью: на долю технологических гигантов в суммарной прибыли S&P приходится 11%. Это более чем в два раза превышает показатель их аналогов в марте 2000 года.
Сейчас ситуации гораздо более благополучна, чем во время пузыря доткомов, когда резкий взлет оценок "всадников" основывался на несбыточных радужных прогнозах. Суммарная доходность изначальной четверки за последние 19 лет отстала от доходности S&P 500 более чем на 100 процентных пунктов. Существенно возросшие продажи и прибыль нынешней четверки технологических гигантов укрепили фундаментальные факторы, определяющие цену их акций.
Впрочем, это не значит, что инвестиции в современные технологические компании окажутся успешными в долгосрочной перспективе. Хотя у размера есть свои преимущества, например снижение расходов благодаря масштабу, у него есть и минусы.
Для начала следует отметить, что все деньги мира заработать невозможно, и с учетом суммарных продаж Microsoft, Apple, Amazon и Alphabet, которые равняются почти 1% мирового ВВП, их способность расти быстрее экономики может столкнуться с ограничениями, связанными с размером.
Гигантские компании, возможно, не столь гибкие, как их менее крупные конкуренты, поэтому им труднее приспособиться к изменениям деловой среды. Microsoft, Apple, Amazon и Alphabet в прежние времена являли собой идеал новаторов Кремниевой долины. Microsoft и Apple были ведущими игроками во время революции персональных компьютеров, на смену которым пришли миникомпьютеры и производители многопроцессорных систем; Amazon изменила розницу, а Alphabet преобразила рекламный бизнес.
Крупным компаниям также могут грозить более жесткие ограничения со стороны регуляторов. Запланированные ими приобретения могут быть заблокированы из соображений поддержания конкуренции, а иногда регуляторы приходят к выводу, что компания стала слишком крупной. Так, American Telephone & Telegraph, которая в конце 1981 года имела самую крупную рыночную капитализацию в США, в январе 1982 года урегулировала с Министерством юстиции США антимонопольное дело и согласилась разделить свой бизнес. В пятницу сенатор Элизабет Уоррен, демократ от Массачусетса, баллотирующаяся в президенты, призвала к разукрупнению Amazon, Google и Facebook. Она написала следующее: "Нынешние технологические гиганты обладают чрезмерным влиянием – на нашу экономику, наше общество, нашу демократию".
Крупный размер зачастую приводил к низкой инвестиционной доходности. В анализе, проведенном Робом Арноттом и Лиллиан Ву из Research Affiliates, говорится, что за период с 1951 года по 2011 год американские компании с крупнейшей рыночной капитализацией в своем секторе, а также очевидные лидеры по рыночной стоимости, как правило, в последующие годы демонстрировали посредственные результаты.
Разумеется, есть и примеры того, как крупные компании игнорировали законы тяготения в течение длительных прибыльных периодов. Apple впервые стала американским лидером по рыночной капитализации в августе 2011 года, когда стоила примерно 340 млрд долларов. Ее акции продолжили расти, что привело к повышению ее рыночной стоимости до 1,1 трлн долларов в сентябре прошлого года.
Учитывая, что продажи Apple в следующий год, как ожидается, снизятся, ее размер может стать препятствием для роста. С сентября акции компании подешевели почти на четверть. Amazon, рыночная капитализация которой в сентябре приблизилась к 1 трлн долларов, тоже отличилась резким падением акций. Бумаги Alphabet и Microsoft опустились не так сильно: их динамика соответствует динамике рынка в целом.
Хотя гонка современных "всадников" и занимательна, инвесторам, возможно, следует присмотреться к другим активам, памятуя о динамике акций бывших рыночных гигантов. В конце концов, в состав S&P 500 входит еще 496 компаний.
— Автор Justin Lahart, justin.lahart@wsj.com; перевод ПРАЙМ; +7 495 645 3700; dowjonesteam @ 1prime.biz
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ