СИМФЕРОПОЛЬ, 13 мар ПРАЙМ. Задача инфраструктурного развития Крыма и Севастополя перешла из стадии проектирования в практическую плоскость: открыто движение автотранспорта по мосту в Крым и на первой очереди федеральной трассы от Керчи до Севастополя, почти год принимает и отправляет пассажиров современный аэропорт, заработали современные электростанции.
Эксперты и подрядчики рассказали РИА Новости об этапах самых знаковых строек и перспективах развития инфраструктуры полуострова.
ФЦП КРЫМА – КАРКАС ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Основой инфраструктурного развития Крыма стала принятая в 2014 году правительством России федерально-целевая программа (ФЦП). Сегодня она включает в себя более 800 объектов с объемом финансирования более 877 миллиардов рублей, в стадии реализации находятся 401 объект и мероприятие, по 242 реализация завершена, по 162 реализация еще не начата.
"В рамках федеральной целевой программы и других форм финансирования федерация направила очень весомые ресурсы на развитие полуострова, который более 20 лет был оторван от России. Но бенефициаром этой помощи оказался не только Крым, но и сама федерация. В управленческом плане приходилось решать сложные, нетривиальные проблемы, и приобретенный опыт может теперь служить стране при осуществлении самых сложных программ регионального развития", — сказал в комментарии РИА Новости генеральный директор АНО "Дирекция по управлению ФЦП" Андрей Никитченко.
По его мнению, масштаб ФЦП развития полуострова сравним с опытом больших советских строек, но имеет важные отличия: сегодня инфраструктура создается в рыночных условиях с другими критериями эффективности.
"И такие управленческие механизмы были сначала нащупаны, а потом выращены в федерации за пять лет работы над реализацией ФЦП. Мне кажется, что важно их воспроизвести и отточить для новых амбициозных задач "прорыва" в создании современного каркаса пространственного развития России", — считает Никитченко.
Модернизация инфраструктуры Крыма и Севастополя касается всех сфер жизни полуострова: строятся дороги, современные больницы, реставрируются памятники архитектуры, создаются театры, школы и детские сады, прокладываются коммуникации и тракты водоподачи.
МОСТ В КРЫМ: ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Решение построить мост в Крым из двух параллельно расположенных трасс для поездов и автомобилей в Тузлинском створе Керченского пролива было принято в 2014 году, проект транспортного перехода был выбран экспертами из более 70 вариантов, сообщили РИА Новости в инфоцентре "Крымский мост". В 2015 году в результате конкурентных переговоров ООО "Стройгазмонтаж" выбран генеральным подрядчиком строительства моста, а ЗАО "Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург" начало работу над проектом.
"Датой фактического начала строительства моста считается 19 февраля 2016 года, после того как проект моста в Крым получает положительное заключение Главгосэкспертизы и подтверждается достоверность сметной стоимости. В марте 2016 года погружены первые сваи, в апреле этого же года готова первая опора моста. В июне 2016 года начался монтаж пролетных строений", — рассказали РИА Новости в инфоцентре.
Наиболее сложные технологические операции пришлись на 2017 год — морская операция по установке на опоры самых габаритных конструкций моста – железнодорожной и автодорожной арок (общий вес – более 10 тысяч тонн). Опыта, аналогичного по масштабам, климатическим и гидрологическим условиям, у советских и российских мостовиков еще не было, отметили строители. Такая технологическая операция проводилась впервые в практике отечественного мостостроения, и она была успешно реализована.
Движение на автодорожной части моста было открыто на полгода раньше установленного госконтрактом срока: 15 мая 2018 года президент России Владимир Путин поздравил команду инженеров и рабочих с успешно выполненной задачей и принял участие в торжественном открытии автодороги через Керченский пролив, проехав по мосту за рулем грузовика КаМАЗ
"КОТМОСТНАДЗОР" НА КОНТРОЛЕ СТРОЙКИ
Сегодня талисман Крымского моста кот Мостик руководит отделом "Котмостнадзор", который создан для контроля за всеми 19 км транспортного перехода, сообщили в инфоцентре. Кот еще не решил, чем займется после работы на мосту и где будет жить, так как не представляет своей жизни без стройки и очень гордится тем, что обещал своевременную сдачу железнодорожной части моста президенту лично, ответили в инфоцентре на вопрос агентства о трудоустройстве кота по окончании работ.
Железнодорожная часть Крымского моста находится в процессе строительства, работа идет по всей трассе — это 19 км, на 8 морских и сухопутных участках. Предварительные итоги работ таковы: погружены все сваи под железную дорогу (около трех тысяч свай трех типов), сформированы все 307 железнодорожных опор высотой от пяти до 35 метров, укрупнительная сборка пролетных строений — это 160 тысяч тонн металла — проведена на 95%. С июля 2018 года идет устройство верхнего строения пути на готовых участках мостового полотна: формируются две колеи для движения пассажирских и грузовых составов из Кубани в Крым и в обратном направлении.
На стройплощадке работает около пяти тысяч строителей, задействовано более 150 основных единиц техники, 9 единиц различных плавсредств. Строители не сомневаются, что сдадут железнодорожную часть моста согласно контрактным обязательствам — к декабрю 2019 года, отметили в инфоцентре.
ВОЗДУШНАЯ ГАВАНЬ
Стремительное развитие аэропорта Симферополь за последние пять лет подтверждается объективными данными: с 2015 года аэропорт ежегодно принимает и отправляет более пяти миллионов пассажиров, что позволяет ему занимать место в десятке крупнейших аэропортов России. В 2013 году аэропорт обслужил менее 1,5 миллиона пассажиров.
Крымский аэропорт единственный в России среди региональных аэропортов (исключая аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга), имеющий самую широкую сеть внутрироссийских направлений – до 63 городов в сезон.
Главным достижением по праву считается строительство нового терминала аэропорта "Крымская волна", который был спроектирован с пропускной способностью 6,5 миллиона пассажиров в год. Терминал начал свою работу менее года назад — 16 апреля 2018 года. Воздушная гавань Крыма ежегодно удостаивается премий в национальных конкурсах и на международных форумах.
"В ближайшие 5 лет в планах — увеличение числа направлений полетов из Симферополя, в том числе в зимний период. Кроме того, в ближайшей перспективе планируется полное завершение проекта реконструкции и развития аэропортового комплекса, в том числе строительство новой взлетно-посадочной полосы и комплекса объектов, которые сейчас находятся в работе", — сказал РИА Новости директор аэропорта по связям с общественностью Игорь Лаптев.
Работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы ВПП-1, которая не эксплуатируется с начала 2000-х годов из-за недостаточной длины и прочности уже начаты. Проект предусматривает удлинение полосы на полкилометра — с 2700 до 3200 метров, что позволит обеспечить эксплуатацию расчетных типов воздушных судов Boeing-777-300ER и классом ниже без ограничений.
Кроме этого, в аэропорту построят новую вышку командно-диспетчерского пункта, очистные сооружения, новую аварийно-спасательную станцию, почти 30 км ограждения с оснащением техническими средствами охраны; контрольно-пропускные пункты. Объем средств, выделяемых из федерального бюджета, составит более 11 миллиардов рублей.
ЭНЕРГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Собственная генерация в Крыму до введения в строй новых генерирующих мощностей составляла порядка10-12% от необходимого уровня энергопотребления. Совместно Симферопольская, Камыш-Бурунская, Сакская и Севастопольская ТЭЦ выдавали около 150 МВт. Порядка 100 МВт могут вырабатывать возобновляемые, но нестабильные источники — солнечные и ветростанции. Основную часть электроэнергии полуостров закупал на территории Украины, поставки которой были прерваны в ноябре 2015 года действиями экстремистов, подорвавших опоры ЛЭП в Херсонской области.
До строительства новых мощностей Крым получал электроэнергию благодаря построенному энергомосту с территории Краснодарского края (800 МВт), а также благодаря работе мобильных газотурбинных электростанций, перебазированных в Крым из других регионов РФ (до 400 МВт).
"После запуска на полную мощность всех новых и модернизированных объектов генерации Крым будет получать 2460 МВт мощности в сутки с учетом энергомоста. При этом максимум потребления в прошедший осенне-зимний период составлял 1400 МВт. То есть у нас будет серьезный энергетический задел для развития полуострова", — сказал в феврале в ходе отчетного доклада о работе правительства региона за 2018 год глава республики Сергей Аксенов.
Уже в начале 2019 года впервые по энергомосту с территории Крыма на материк было поставлено около 300 мегаватт мощности, сообщили в Минэнерго РФ. На полуострове предстоит решить проблему модернизации сетевой инфраструктуры.
Полная энергетическая независимость региона будет обретена с вводом в строй всех новых мощностей: Таврической и Балаклавской ТЭС общей установленной мощностью 940 МВт и новой генерации Сакской ТЭЦ, мощность которой в результате инвестиционного проекта вырастет в 10 раз — до 120 МВт, отметили власти полуострова.
На сегодняшний день уже введены в строй первые блоки двух новых ТЭС и первая очередь Сакской ТЭЦ, вторые блоки Балаклавской и Таврической парогазовых электростанций проходят испытания и выдают мощность в сеть. В ближайшее время ожидается введение в эксплуатацию и второй очереди Сакской ТЭЦ, реконструкция которой выполнена с применением исключительно отечественного оборудования.