ЛОНДОН, 15 мар – ПРАЙМ, Мария Табак, Денис Ворошилов. Парламент Великобритании в четверг завершил трехдневный марафон дебатов и голосований, приняв несколько важных решений по Brexit: во второй раз отверг предложенное премьером соглашение с ЕС, выступил против выхода из ЕС без сделки при любых обстоятельствах и за перенос даты Brexit c 29 марта, по меньшей мере, до 30 июня.
НА СКОЛЬКО?
Правительственное предложение, поддержанное депутатами, сформулировано таким образом, что если до 20 марта парламент проголосует за соглашение с ЕС (дважды уже отвергнутое подавляющим большинством), то речь будет идти об отсрочке Brexit до 30 июня. Если же парламент не поддержит соглашение, то тогда потребуется более длительное продление срока Brexit, которое повлечет за собой участие Британии в европейских выборах в мае.
Многие члены правительства до сих пор надеются на выход из ЕС 29 марта. Премьер-министр Тереза Мэй продолжает настаивать, что предложенное ею соглашение с ЕС – лучший из имеющихся вариантов, и беспрестанно напоминает коллегам по парламенту, что продление срока Brexit находится в руках 27 стран-членов ЕС, которые должны дать добро. Если убедить все 27 стран не удастся, то Соединенное Королевство все равно выйдет из ЕС без соглашения 29 марта.
Мэй рассчитывает, что ей в ближайшие дни удастся "дожать" парламентариев и заручиться поддержкой, достаточной для ратификации соглашения с ЕС. Некоторые депутаты, действительно, говорят, что готовы будут поддержать соглашение, чтобы избежать выхода из ЕС без соглашения, однако таких должно набраться очень много: в последний раз соглашение отвергли с преимуществом в 149 голосов.
Если "дожать" депутатов не удастся, то правительству придется обратиться к ЕС с просьбой продлить Brexit на более долгий срок, и, судя по заявлениям представителей объединения, Евросоюз готов пойти на это, но требует веской причины. При этом объединение дало понять, что новых переговоров по соглашению с ЕС не будет.
Какие причины могут устроить ЕС? Премьер-министр Тереза Мэй ответила на этот вопрос: "Парламент должен ответить на этот вопрос. Он хочет отозвать заявку о выходе из ЕС? Хочет провести второй референдум? Или он хочет выхода с соглашением, но не с этим?"
ЧТО ЖЕ, ЕСЛИ НЕ СОГЛАШЕНИЕ?
Самым простым и одновременно самым сложным выходом из тупика является отзыв заявки на выход из ЕС. Британия имеет право сделать это в любой момент до 29 марта и остаться в ЕС на прежних условиях. Но такой вариант будет прямым нарушением, предательством, как говорит Мэй, воли народа, высказанной на референдуме 2016 года, и правительство на это пойти вряд ли сможет, так что вероятность этого варианта на данный момент стремится к нулю.
Второй вариант – проведение второго референдума. Свою поддержку новому плебисциту подтвердил в четверг лидер оппозиции Джереми Корбин. Подготовка референдума, по разным оценкам, занимает от 4 до 9 месяцев. По мнению специалистов престижного лондонского университета University College London, высказанному в докладе "Механика нового референдума по Brexit", наиболее перспективны три варианта формулировки вопроса референдума: "Соглашение" — "Остаться в ЕС", "Выход без соглашения" — "Остаться в ЕС" или же "Соглашение" — "Выход без соглашения" — "Остаться в ЕС".
Мэй и правительство выступают против референдума, аргументируя свою точку зрения тем, что британский народ уже высказал свою позицию в 2016 году. Другой точки зрения придерживаются, к примеру, профсоюзы, напоминающие, что когда они ведут переговоры с работодателями, они потом обязательно ставят договоренности на голосование, давая таким образом возможность оценить их тем, кого они непосредственно касаются.
Лидер кампании People's Vote ("Народное голосование"), независимый депутат Анна Собри в декабре в интервью РИА Новости заявила, что люди имеют право, получив дополнительную информацию, изменить свою точку зрения. Если результатом второго референдума тоже окажется Brexit, то это все равно, по мнению парламентария, будет иметь смысл: британцам будет некого винить за последствия, ни правительство, ни парламент.
Третий вариант – тот, который особо близок сердцу лидера лейбористов Джереми Корбина – проведение всеобщих выборов. Выборы может инициировать либо сама Мэй, как она это сделала в 2017 году, либо парламент — проголосовав за недоверие правительству. Выборы теоретически могли бы пройти в мае, но их итог предсказать трудно: консерваторы, возможно, лишатся части голосов, но вот смогут ли лейбористы укрепить свои позиции настолько, чтобы Корбин стал премьером и представил Евросоюзу свои предложения, остается большим вопросом.