МОСКВА, 27 мар — ПРАЙМ. Американский автоконцерн Ford
Ford запустил локальное производство в России на заводе в городе Всеволожск Ленинградской области в 2002 году с модели Focus. Уже к концу 2003 года Focus завоевывает народное признание и на следующие 7 лет становится самым продаваемым зарубежным автомобилем в России. В 2011 году, преодолев планку в 400 тысяч выпущенных машин, Ford создает совместное предприятие с Sollers Вадима Швецова на паритетных началах.
На момент принятия решения о сворачивании львиной доли бизнеса в России, СП владеет тремя производственными площадками — к Всеволожску присоединились бывший завод малых автомобилей в Набережных Челнах и площадка в Елабуге (ОЭЗ "Алабуга"), на которой помимо сборочной линии расположен и завод двигателей объемом 1,6 литра, который компания запустила в 2015 году. Концерн вложил в бизнес в России порядка 1,5 миллиардов долларов и создал мощности на производство более 350 тысяч машин в год. Теперь Ford потратит еще 200 миллионов долларов, чтобы расплатиться с поставщиками и увольняемыми сотрудниками, сообщила компания.
ДЕЙСТВИЯ КОМПАНИИ
В январе Ford сообщил о запуске стратегического пересмотра планов СП Ford Sollers одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии компании, нацеленной на повышение доходности бренда и усиление конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках. Как объяснял концерн, это комплексный вопрос, как повысить прибыльность и эффективность бизнеса, и рассматривается несколько вариантов реструктуризации, решение будет во втором квартале.
Однако, решения были приняты быстрее — после ряда сообщений в СМИ со ссылкой на источник о планах СП по закрытию двух заводов в России, компания подтвердила эти опасения, заявив, что к июлю 2019 года перестанет производить легковые машины в России (не будет и импорта), закроет два из трех своих заводов и производство двигателей и сосредоточится на выпуске LCV Ford Transit, который производит на площадке в Елабуге.
"Реструктуризация бизнеса предполагает завершение производства пассажирских автомобилей к концу июня 2019 года последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в ОЭЗ "Алабуга" (г.Елабуга). Данные меры приведут к значительному сокращению штата сотрудников, которое будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций", — сообщила компания. Будет перезапущено и само совместное предприятие — оно заработает с 1 июля 2019 года и будет заниматься выпуском Ford Transit в Елабуге, а контроль в нем Ford передаст Sollers, заявило СП.
Продажи Ford в России упали в 2,5 раза в 2018 году по сравнению с рекордным для российского авторынка 2012 годом и составили 53,23 тысячи машин, свидетельствуют данные АЕБ, а за первые два месяца 2019 года результат компании снизился на 45% по сравнению с январем-февралем 2018 года. Модельная линейка Ford, представленная в России, полностью локализована — седаны и хэтчбеки Fiesta, а также компакт-кроссовер Eco Sport собирают в Челнах, Focus и Mondeo — во Всеволожске, а кроссовер Kuga и внедорожник Explorer — в Елабуге, вместе с коммерческим автомобилем Transit.
СП Ford Sollers также имеет обязательства по кредиту Внешэкономбанка в размере 39 миллиардов рублей, взятого на инвестиционные цели по расширению производства. По словам главы ВЭБа Игоря Шувалова, банк имеет предложение по реструктуризации долга СП, параметры сделки могут появиться к следующему заседанию набсовета госкорпорации.
КОММЕНТАРИИ СТОРОН
"Сегодня российский автомобильный рынок – один из самых конкурентных рынков в мире. Огромное количество крупных, глобальных брендов за последние 10 лет пришло на российский рынок, все планируют реализовать на нем свои производственные программы. Что касается Ford – у них непростая ситуация. У них своя причина, и причина в том, что они за последние несколько лет сделали ряд последовательных маркетинговых просчетов в легковом сегменте", — считает замглавы Минпромторга РФ Александр Морозов, поясняя, что с каждым новым поколением самая популярная машина компании — Focus, получала новые опции и становилась все дороже, став тем самым непопулярной у покупателей.
"Ford достаточно сильно потерял и объемы, и долю рынка с тех пор, когда Focus был самой продаваемой моделью. Получается, что он оказался замещен корейскими брендами, которые стали предлагать более дешевые автомобили младшего сегмента. Focus оставался при этом дорогим и не самым выигрышным вариантом", — говорит исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов.
"Это решение — важный шаг на пути к повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса Ford в интересах всех наших партнеров. Новая структура Ford Sollers соответствует нашей стратегии по укреплению лидерства бренда Ford в сегменте коммерческого транспорта на всех европейских ранках, а также отражает наше намерение принимать сложные решения и покидать убыточные сегменты, такие как рынок легковых автомобилей в России", — отметил исполнительный вице-президент и президент европейского, ближневосточного и африканского регионов Ford Стивен Армстронг.
ВЗГЛЯД ДИЛЕРОВ
Как сообщил представитель одного из крупнейших дилеров Ford — "Автомир", на правах официального дилера бренда компания продолжит реализацию коммерческих автомобилей, а в семи автосалонах Ford компания намерена разместить другие марки, на данный момент ведет переговоры на этот счет.
По словам директора дилерского центра "Авилон Ford" Михаила Жмакова, портфель дилера достаточно сбалансирован и прекращение выпуска легковых автомобилей Ford не повлияет на показатели выручки и эффективности холдинга в целом. Также, компания нацелена на развитие партнёрства в сегменте реализации коммерческого транспорта, отмечает он.
"Завод будет производить легковые автомобили до июля включительно. Это значит, что все дилерские заказы, которые сейчас размещены в производственных программах, будут выполнены. Кроме того, дилеры располагают большим складским запасом, которого хватит до конца сентября. Гарантия на все автомобили будет работать и никаких сложностей с обслуживанием не возникнет. Доля продаж коммерческого транспорта марки очень высока, хорошие цифры показывает модель Transit. Этот сегмент мы как дилеры и будем развивать еще больше", — рассуждает Жмаков.