МОСКВА, 2 апр — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" и ее дочерняя компания "Россия" объявили, что со 2 апреля вводят безбагажные тарифы на ряде рейсов. В частности, они начнут действовать на рейсах "Аэрофлота" в некоторые города Германии и Италии. Параллельно можно будет купить и билет по полной стоимости с багажом.
Новые тарифы вводятся для пассажиров, путешествующих налегке, так как им приходится переплачивать, поскольку сейчас провоз багажа автоматически включается в цену билета. По оценке перевозчика, новация позволит снизить цены на билеты экономкласса до 30% на некоторых направлениях.
Ранее сообщалось, что "Аэрофлот" собирается отменить самые дешевые билеты с багажом. Вместо действующего сейчас тарифа "Бюджет", включавшего багаж, вводится тариф "Лайт" с провозом одного места ручной клади.
Нормы провоза ручной клади у "Аэрофлота" одни из самых лояльных в России: для экономкласса вес до десяти килограммов, габариты — 55х40х25 сантиметров. Большинство других авиакомпаний сократили эту норму до 5 килограммов и уменьшили по трем измерениям.
VOYAGE SANS BAGAGES
Изначально безбагажные тарифы были только у лоукостера группы "Аэрофлот" — авиакомпании "Победа". Такие предложения типичны именно для бюджетных компаний, традиционные перевозчики их не использовали. Однако экономические трудности многое изменили.
"Первым делом безбагажные полеты действительно освоили бюджетные авиакомпании, но схему быстро подхватили и классические перевозчики. Правда, там пассажирам предлагали не просто "нулевой" тариф, к которому нужно докупать услуги, как, к примеру, в той же "Победе", а готовые пакеты в виде трех-четырех тарифов с разными услугами", — отметил главред портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.
В эти пакеты могут входить разные объемы багажа и ручной клади, либо багаж+еда в самолете. Такие предложения уже доказали эффективность – люди берут оптимальный для себя пакет, экономя на ненужных услугах. Таким образом ряд компаний мог продавать билеты по цене, близкой к low-cost сегменту.
На российском рынке подобные предложения есть, к примеру, у "Ютэйр", которая в конце прошлого года представила новую линейку тарифов: "Минимум", "Оптимум", "Премиум" и "Бизнес". Минимальная цена за перелет — 900 рублей. За счет снижения средней стоимости билетов на 6,6% авиакомпания планирует рост загрузки на 10%.
"Неудивительно, что и "Аэрофолт" решил воспользоваться подобной идеей – очень многие пассажиры путешествуют налегке и не прочь сэкономить. Это отличная возможность увеличить пассажиропоток на рейсах и загрузку бортов, которой лидер отечественного рынка авиаперевозок не преминул воспользоваться", — комментирует Гусаров.
КТО ЛЕТАЕТ НАЛЕГКЕ
Эксперты отмечают, что в ряде случаев 20 килограмм багажа плюс 10 килограмм ручной клади, полагающиеся на один билет – навязанная услуга, за которую приходится платить. Не каждому по силам поднять такой груз, а если летит семья с детьми, то 100-150 килограммов багажа ей точно не нужны. Поэтому предложения полететь дешевле, но без чемодана, пользуются спросом.
По данным сервиса путешествий "Туту.ру", сейчас доля авиабилетов без багажа составляет 35%. При этом налицо положительная динамика – два года назад она составляла лишь четверть от всего трафика. В основном налегке летают внутри России (39%). В Европу доля таких путешественников составляет почти 20%, а в целом по дальнему зарубежью – почти 14%.
Безбагажный тариф чаще выбирают при покупке билетов сразу в обе стороны. До последнего времени доля мужчин, оформлявших безбагажные билеты, была выше примерно на 13-15%, чем доля женщин. К началу 2019 года показатели для мужчин и женщин, покупающих билеты без багажа, почти сравнялись.
Перелет без багажа удобен тем, кто собирается в короткую поездку, либо в регион без резкой смены погоды, когда не нужно везти с собой теплую одежду. Такие тарифы подходят для спонтанных путешественников, которые хотят сэкономить и не любят бронировать авиабилет за несколько месяцев до полета, считает представитель "Туту.ру" Анастасия Москвина.
ЦЕНЫ НЕ СНИЗЯТСЯ
Что касается экономии, то здесь оценки экспертов разошлись. По данным "Туту.ру", в 2017-2018 годах билет по безбагажному тарифу в среднем стоил 6 тысяч рублей, однако по результатам начала 2019 года средняя цена снизилась до 5 тысяч рублей.
"На сегодняшний момент слетать по безбагажному тарифу в среднем на 40% выгоднее, чем по тарифу с включенным багажом", — отметила Москвина.
В свою очередь, Гусаров полагает, что на снижение цен надеяться не стоит – хорошо, если они не вырастут. Он напомнил, что в прошлом году на 30% подорожал авиакеросин, а в начале этого года из-за роста НДС увеличились цены на все товары и услуги. "Убытки авиакомпаний в прошлом году составили 20 млрд рублей, в этом году они уже не могут себе такого позволить", — считает он.
Кроме того, в высокий летний сезон, когда все летят в отпуска, цены обычно растут – авиакомпании стремятся заработать на пассажиропотоке. Тем более, отпускники обычно везут с собой багаж и тарифы без него им не подходят. Таким образом, хорошо, если этим летом удастся слетать куда-либо по той же цене, что в прошлом году, подытожил эксперт.