МОСКВА, 4 мая — ПРАЙМ. Госкорпорация развития ВЭБ.РФ интересуется проектом частной автотрассы "Меридиан", который развивает бывший зампред "Газпрома"
Проект является альтернативой основному маршруту "Европа — Западный Китай" (ЕЗК). При этом эксперты скептически настроены в отношении перспектив проекта.
"Развитие транспортной инфраструктуры соответствует приоритетам ВЭБ.РФ. По данному проекту мы совместно с инициатором анализируем возможности по его структурированию и привлечению финансирования. Учитывая масштаб проекта, полагаем целесообразным формирование пула инвесторов и кредиторов, а также использование мер господдержки. Не исключаем возможность привлечения фондирования от китайских партнеров", — сказал собеседник агентства.
Проект "Меридиан" реализует "Русская холдинговая компания" бывшего зампреда "Газпрома" Александра Рязанова. По задумке организаторов, трасса протяженностью 1982 километра должна быть построена с нуля и пройти по Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской областям. Трасса должна стать российской частью так называемого "экономического пояса Шелкового пути" и соединить страны ЕС с Китаем через Казахстан и Белоруссию.
Оценочная стоимость строительства – почти 8 миллиардов долларов, финансирование предполагалось на 70% из заемных средств. "Меридиан" претендовал на заем от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, однако за 2017 год банк так и не рассмотрел заявку компании. Трасса внесена в магистральный план, но с оговоркой, что в проекте не используется госфинансирование. В середине апреля спикер Госдумы Вячеслав Володин говорил журналистам, что строительство первого участка автотрассы "Меридиан" начнется в июне с территории Саратовской области.
"Если бы я выступал в качестве эксперта со стороны государства или со стороны госбанка, я бы этот проект вообще не рассматривал. Он представляется мне чрезвычайно надуманным и заведомо искусственным. Я участвовал во многих обсуждениях этого проекта, идея его мне кажется более чем странной. Пытался получить хоть какие-то аргументы, относящиеся к транспортной экономике. Я был на нескольких обсуждениях и пока их не получил. Возможно, аргументы были предъявлены руководству ВЭБа, и они стали этот проект поддерживать", — прокомментировал РИА Новости директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
"Без государственного, — не банковского, а именно государственного финансирования — его реализовать невозможно, и пока нет политических решений о его софинансировании. Я не верю, что банки интересуются без господдержки — мы слишком хорошо эти банки знаем, мы с ними работаем. Без господдержки они никогда этот проект не профинансируют. Сейчас основной вопрос в том, будет ли господдержка или не будет", — сказал в свою очередь источник агентства в одной из юридических фирм, структурирующих подобные проекты.