Вопрос об эффекте майских праздников сейчас приобретает особенную актуальность в условиях достаточно вялого начала года для экономики. Традиционно считается, что длинные праздники — это «мертвый сезон» (люди меньше работают, берут отпуск, а производительность труда снижается).
Тем не менее, даже на месячных несглаженных данных видно, что май не является особенно слабым месяцем для экономики в целом (сезонный фактор индекса базовых отраслей в этом месяце близок к нулю, см. график справа). Какие-то отрасли в мае обычно сокращают выпуск (например, энергетика – из-за резкого по сравнению с апрелем потепления), а какие-то, наоборот, увеличивают (например, пассажирские перевозки – из-за отпусков), и в сумме получается, что экономика сезонно практически не проседает.
Гораздо более слабыми для экономики являются новогодние каникулы, главным образом, из-за того, что, в отличие от майских, многие предприятия и организации не работают. Из-за этого результаты роста экономики в январе м./м. на 30% слабее, чем среднемесячные темпы за год. Впрочем, так как это происходит всегда, в годовых цифрах по экономическому росту это незаметно.
Однако разница в количестве рабочих дней (календарный фактор) отражается и на годовых цифрах — в первую очередь, на показателях промпроизводства (т.к. выпуск за месяц рассчитывается по большему или меньшему количеству рабочих дней). На графике слева показано, на сколько процентов будет занижена или завышена при прочих равных годовая динамика промышленности. Интересно, что в мае 2019 г. из-за меньшего, чем год назад, количества рабочих дней годовая динамика будет занижена почти на 10% (т.е. например, если рост в мае составит 2% г./г., то с исключением календарного фактора он был бы 2,2% г./г.). Впрочем, эти «потери» будут полностью компенсированы в будущие месяцы, т.к. в целом в 2019 г. и в 2018 г. количество рабочих дней совпадает (247 дней).
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.