МОСКВА, 21 апр — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Дешевая нефть, котировки которой накануне даже падали в отрицательную зону – вовсе не повод переписывать ценники на АЗС: за счет маржи между дешевым оптом и прежней ценой в рознице производители будут пытаться компенсировать убытки от снижения спроса, считают эксперты.
Нефтяники начали продавать бензин в убыток – его стоимость в оптовом звене уже не покрывает всех издержек производства. По оценке экспертов "Аналитики товарных рынков", за неделю с 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11% и в понедельник составляла порядка 35,7 рублей за тонну. При этом в компании указали, что издержки компаний, включая выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ, составляют более 38 тысяч рублей за тонну.
Причина падения цен – резкое снижение спроса на топливо, считают опрошенные "Прайм" эксперты.
"НПЗ опустили оптовые цены на топливо из-за того, что рекордно снизился спрос: перевозки автомобильным транспортом сократились на 70-80%, на АЗС упали продажи. Поэтому, чтобы не останавливать производство, нефтепереработчики пошли на такую меру", — говорит исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин.
Стоимость нефти упала, и экспорт в настоящее время невыгоден. При этом действующий сейчас демпфирующий механизм построен таким образом, что при отрицательном экспорте компании вынуждены возвращать демпфер в бюджет. При положительном экспорте идет обратный процесс, и цены на внутреннем рынке не растут, напомнила аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева.
По оценке аналитика "Финама" Алексея Калачева, падение потребления бензина в связи с противоэпидемическими ограничениями на перемещения уже составляет порядка 30%, а режим самоизоляции, похоже, будет продолжаться и расширяться.
ВЫЗОВ ДЛЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКОВ
В этой ситуации эксперты по-разному оценивают перспективы нефтеперерабатывающих компаний. "Бензин производится, резервуары для хранения заполняются, и у НПЗ не останется другого выхода, как сокращать производство топлива, выводя нефтеперерабатывающие мощности на профилактику и ремонт. Это приведет к снижению продаж и выручки и одновременному росту затрат, что негативно отразится на финансовых результатах", — считает Калачев.
Гелемурзин согласен с тем, что НПЗ попали в сложную ситуацию: падение цен на нефть и механизм демпфера привели к тому, что у производителей снизилась рентабельность. Однако в мае ситуация может выправиться, так как некоторые предприятия встанут на плановый ремонт, надеется он.
Лукичева не склонна нагнетать пессимизм – она напомнила, что процесс происходит не расчетом живыми деньгами, а взаимозачетами, поэтому ничего крайне негативного для компаний не будет. По ее мнению, можно ожидать усиления лоббирования по этому вопросу от отрасли, которая вынуждена приспосабливаться к низкому рынку, в Минэнерго. Но пока чиновники спускают тему на тормозах – ведь демпферные деньги увеличивают поступления в бюджет.
Эксперты сходятся во мнении, что принципиального изменения ситуации ждать не стоит до тех пор, пока пандемия коронавируса не будет взята под контроль, а это, увы, дело не ближайших недель.
ДЕШЕВОГО БЕНЗИНА НЕ БУДЕТ
На фоне сложившейся ситуации раздаются предложения удешевить бензин для населения. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил снизить цену до 10 рублей за литр, чтобы стимулировать граждан к пользованию личным транспортом вместо общественного в условиях пандемии COVID-19.
Однако эксперты сомневаются, что отрасль пойдет на такой дисконт. Пока снижение розничных цен не очень заметно, если не считать нескольких копеек на литр, которые заправки скидывают, чтобы переманить у конкурентов остающихся покупателей, констатирует Калачев.
"Когда люди сидят по домам, а не ездят по дорогам, уже не так важно, сколько стоит бензин, если он не нужен здесь и сейчас. Кроме того, у АЗС и при падении продаж остаются неименными их постоянные издержки: заработная плата работников, арендные, коммунальные, налоговые платежи. Только теперь они распределяются на меньшее количество проданных литров бензина. Поэтому, если маржа АЗС по отношению к сниженным ценам оптовиков и растет, то не на столько, чтобы радикально снижать розничные цены", — пояснил он.
По мнению Лукичевой, некоторое падение цен в рознице не исключено, но конкретные цифры будут зависеть от ситуации в конкретном регионе, уровня спроса, удаленности от транзитных трасс и т.п. Если бизнесу в определенный момент станет это выгодно – он на это пойдет.
Но для существенного удешевления топлива потребуется пересмотр механизма демпфера, который в сложившейся ситуации негативно сказывается на прибыли производителей. При таком падении спроса, стоит ожидать и роста цен на бензин и дизель – иначе ни АЗС, ни НПЗ не выживут, заключил Гелемурзин.