МОСКВА, 24 апр — ПРАЙМ. Российские банки в условиях пандемии коронавируса выявляют все новые уловки мошенников с использованием социальной инженерии, чтобы выманить у граждан персональные данные и даже оформить на них кредит онлайн, следует из опроса кредитных организаций, проведенного РИА Новости.
Так, в пресс-службе Сбербанка сообщили РИА Новости, что кредитная организация фиксирует попытки мошенников выяснить персональные данные клиентов, а затем оформить на них онлайн-кредиты. "Чтобы выманивать у клиентов персональные данные, мошенники при обзвоне могут использовать самые разные предлоги, в том числе актуальную повестку — получение фейковых пропусков на передвижение по городу, приглашения пройти медосмотр или сдать анализ на COVID-19", — рассказали в Сбербанке.
Банк заверил, что использует различные способы аутентификации клиента, "поэтому любые попытки мошенников оформить кредит на чужое имя пресекаются". Также в Сбербанке указали, что поползновения использовать чужие персональные данные для оформления онлайн-кредита носят единичный характер. Так, некоторые банки, среди которых – Райффайзенбанк, банк "Зенит", "Открытие", Промсвязьбанк (ПСБ) сообщили, что не сталкивались с такими случаями. В Росбанке заявили, что не наблюдают значительного роста числа мошеннических действий, в том числе в части оформления несанкционированных онлайн-кредитов в отношении клиентов банка в первой половине апреля относительно марта.
"При этом в текущей обстановке пандемии COVID-19 мы фиксируем появление новых способов совершения мошеннических атак с использованием социальной инженерии, в том числе использование фишинговых страниц, якобы показывающих клиентам зоны для перемещений, или рассылки СМС с требованиями об оплате штрафов за нарушение режима изоляции и тому подобное", — рассказал директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.
В ПСБ видят значительное увеличение обращений клиентов, столкнувшихся со звонками мошенников. В основном, как указывают в банке, злоумышленники используют уже известный прием: под видом банковских сотрудников звонят клиентам и пытаются выманить реквизиты карты и смс-пароли от банка. В банке заверяют, что попытки мошенников "в подавляющем большинстве безуспешны".
Накануне ВТБ сообщил, что число попыток совершения мошенничества в отношении клиентов банка на фоне введения режима самоизоляции в первой половине апреля выросло по сравнению с аналогичным периодом марта более чем на 15%. Среди сценариев мошенничества — звонки клиентам якобы от имени банка с сообщением о необходимости срочно остановить платеж или сообщения об открытом кредите, который можно быстро аннулировать.
На прошлой неделе Сбербанк и ВТБ зафиксировали случаи мошеннических действий в рамках оформления QR-кодов, необходимых для перемещения по Москве и области в период самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Аферисты под видом социальных работников обращались к банковским клиентам, особенно – людям пожилого возраста, с предложением "помочь" оформить необходимое разрешение. При этом истинной целью звонка является получение персональных данных собеседника, чтобы украсть деньги клиента.