Модератором дискуссии выступил Александр Низник, генеральный директор, Novardis.
Главный вопрос, на который отвечали спикеры прямого эфира: за счет чего во время карантина удалось сохранить бизнес и какие меры, внедренные в этот период, способствовали его развитию?
Ксения Доценко, исполнительный директор, «Бронницкий ювелир», рассказала о мерах, позволивших поднять выручку: виртуальные витрины и видеочаты с продавцами; ювелирное ателье, которое изготавливало украшения в зависимости от запросов клиентов. Спикер отметила, что если с началом пандемии был спрос на «тяжелые» украшения, в частности золотые цепи — потребители стремились обезопасить сбережения, — то сейчас внимание клиентов вернулось просто к красивым и, что удивительно, дорогим коллекциям.
Геннадий Левкин, генеральный директор, «Стокманн», рассказал, что в первое время после снятия ограничений и открытия торговых центров московские потребители вернулись к покупкам в магазинах на окраинах города, избегая центральных районов, но постепенно клиент пришел и в них. Сеть универмагов развивает программу лояльности клиентов и планирует запустить собственный маркетплейс, так как видит в этом большой потенциал.
Антон Виноградов, управляющий партнер, «Кант», отметил, что его компания «рывком» нарастила онлайн-продажи (в семь раз по сравнению с началом 2020 года), увеличив выручку на 85%. «Кант» также организовал онлайн-тренировки, активно пропагандировал свою деятельность в «Инстаграме»: «Когда народ во время карантина понял, что хочет выйти на улицу и заняться какой-то «активностью», мы смогли им предоставить услуги для реализации этих потребностей», — заявил спикер.
Илья Ярошенко, президент, Baon, по-прежнему делает ставку на продажи в торговых центрах, а также видит потенциал в сотрудничестве с маркетплейсами. Во время карантина компания закрывала магазины, по которым «не получилось договориться» с контрагентами.
Юлий Куликов, генеральный директор, «Саламандер» в России, поделился наблюдениями, как пандемия стала катализатором трендов, которые только стали появляться на рынке: мобильность, цифровизация, быстрое нахождение общего языка с новыми поколениями потребителей получили быстрое развитие за эти месяцы.
Дмитрий Москаленко, президент, Российский совет торговых центров, ссылаясь на данные аналитиков, отметил, что в Москве посещаемость торговых центров вернулась на уровень 80% от докризисного, Санкт-Петербург активен на 50%. Самый быстрый рост покупательского трафика наблюдается на Дальнем Востоке. Отток арендаторов из торговых центров в зависимости от регионов колеблется от 0 до 7%.