МОСКВА, 23 окт — ПРАЙМ. Банк России в пятницу на фоне замедления восстановления экономики, волатильности на финансовых рынках и геополитических рисков второй раз подряд сохранил ставку на уровне 4,25% годовых. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина дала надежду, что нынешний уровень ключевой ставки может и не быть "дном" текущего цикла смягчения монетарной политики.
"Ухудшение ситуации с пандемией будет иметь преимущественно дезинфляционный эффект. В том же направлении действует и возможное замедление роста мировой экономики. Хотя на краткосрочном горизонте соотношение проинфляционных и дезинфляционных факторов может изменяться, на среднесрочном горизонте, по нашей оценке, преобладают дезинфляционные риски. Поэтому мы по-прежнему видим пространство для снижения ключевой ставки", — заявила Набиуллина на пресс-конференции в пятницу.
Опрошенные РИА Новости эксперты не удивлены решением ЦБ: в настоящее время инфляция, которая является для регулятора основным ориентиром, все ближе подбирается к целевому уровню в 4%. Кроме того, для новых шагов регулятор хочет дождаться снижения внешнеполитических рисков и оценить, как будет развиваться ситуация в экономике на фоне второй волны коронавируса.
"Скорее всего, на сегодняшнем заседании, как и на предыдущем, выбор происходил между сохранением ставки на уровне 4,25% и снижением на 0,25 процентного пункта. В пользу сохранения ставки говорили такие факторы, как сезонное ускорение инфляции, причем ускорение, связанное с эффектом переноса валютного курса, а также внешняя неопределенность по капитальным потокам, общая для развивающихся рынков на фоне выборов в США и второй волны коронавируса", — считает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов.
"Как и ожидалось, решение было вызвано близостью текущего уровня инфляции к целевому уровню роста потребительских цен, рисками повышенной волатильности на финансовых рынках в связи с геополитической ситуацией и, в меньшей степени, необходимостью постепенного перераспределения средств между различными инструментами финансового рынка без создания дополнительных рисков для населения, предприятий и банков", — говорит старший экономист банка "Открытие" Максим Петроневич.
УДАР ОТ РУБЛЯ
Ослабление курса рубля в августе-сентябре стало одним из основным факторов разгона инфляции и ухудшения инфляционных настроений россиян и бизнеса в последние месяцы. При этом данный фактор еще себя не изжил, предупредили в ЦБ.
"Скорее всего, то ослабление курса рубля, которое произошло, оно даст некоторый проинфляционный эффект, в течение ближайших 9-12 месяцев будет оказывать этот эффект. Если предположить, что курс дальше останется стабильным, то ослабление, то, которое произошло в августе-сентябре, где-то весной следующего года даст в инфляции около 1 процентного пункта", — считает Набиуллина.
Тем не менее, несмотря на усиление краткосрочных проинфляционных рисков регулятор не стал повышать свой прогноз по инфляции на текущий год, лишь уточнив диапазон до 3,9-4,2% с 3,7-4,2%.
"Диапазон по инфляции пересмотрен вверх косметически за счет повышения нижней границы, что согласуется с нашими ожиданиями, но сама стабильность оценки должна вызывать интерес с учетом того, что курс рубля ослабился на порядка 8-10% с прошлого пересмотра прогнозов. Это может говорить о том, что иные факторы, сдерживающие рост цен, оказались сильнее, чем ожидалось в июле", — указывает старший аналитик "ВТБ Капитал" по России и СНГ Александр Исаков.
Начальник аналитического управления банка "Зенит" Владимир Евстифеев считает, что сохранение ставки неизменной на заседании в пятницу, в том числе, обусловлено и неопределенностью в отношении инфляции. "Регулятор пока не может однозначно сказать, что окажется сильнее: перекладывание ослабления рубля на цены или сокращение деловой и потребительской активности в результате ухудшения статистики по эпидемии в четвертом квартале", — поясняет он.
МАНЕВР В ДЕКАБРЕ
Аналитики уверены, что, сохранив ставку сегодня, ЦБ оставил себе пространство для маневра в декабре, когда уже спадут риски, связанные с выборами в США, и прояснится ситуация с влиянием пандемии коронавируса на российскую экономику.
"Регулятор акцентировал внимание на том, что среднесрочные дезинфляционные риски по-прежнему преобладают. Дезинфляционное давление может усилиться из-за пандемии, это повышает вероятность снижения ключевой ставки в базовом сценарии на 0,25 процентного пункта до конца года. Если ситуация с пандемией будет развиваться по негативному сценарию, то нельзя исключать и более агрессивных шагов по снижению ключевой ставки", — прогнозирует управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Андрей Русецкий.
Стратег Сбербанка по рынкам валют и процентных ставок Николай Минко отметил, что риторика регулятора указывает на то, что смягчение монетарной политики может возобновиться в декабре. А вот управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию агентства "Эксперт РА" Антон Табах уверен, что снижение ставки при нынешних трендах неизбежно, однако момент для такого шага может настать как в декабре, так и в феврале.
Однако ряд аналитиков считает, что нового снижения в текущем году рынок больше не увидит. Так, главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов ждет сохранение ставки без изменения на уровне в 4,25% до конца года, объясняя прогноз текущими темпами роста цен и неопределенностью с динамикой инфляции в дальнейшем.
"Комбинация краткосрочного ускорения инфляции, главным образом, из-за девальвации рубля в последние месяцы и возможного дополнительного давления на рубль по итогам президентских выборов в США в ноябре обусловливает осторожное поведение Банка России в отношении ключевой ставки. Вполне вероятно, что в этих условиях ЦБ оставит ставку на прежнем уровне и по итогам декабрьского заседания, хотя многое будет зависеть от глобальной и собственно российской экономической динамики, на которую может оказать влияние осенняя волна коронавируса", — говорит старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.
Гендиректор НРА Алина Розенцвет напоминает, что Банк России все же пока не отказывается от возможности снижения ключевой на следующем заседании, сохраняя свою риторику из-за наличия в текущей ситуации как проинфляционных, так и дезинфляционных рисков. "Соответственно, далее регулятор будет действовать в зависимости от их реализации", — подытожила она.