МОСКВА, 29 окт – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. Германия и Франция вводят довольно мягкий карантин по сравнению с тем, что действовал весной, однако и сейчас гражданам этих стран придется смириться с довольно жесткими ограничениями. В Европе найдутся и другие желающие присоединиться к так называемому "ограниченному карантину", а вот Россия вряд ли последует этому примеру – все основания для этого у нее есть.
Франция и Германия возвращаются в режим самоизоляции из-за распространения коронавирусной инфекции. Каждый день число заразившихся в этих странах исчисляется десятками тысяч человек. Опять будут закрыты кафе и рестораны, сотрудники переходят на удаленную работу, из дома можно выходить только по особой необходимости.
Германия вводит так называемый "ограниченный" карантин со 2 ноября до конца месяца. Основные ограничения коснутся развлекательных и массовых мероприятй. В стране будут закрыты театры, кино, фитнес-центры, публичные дома, косметические салоны, отели и общепит, кроме обслуживания на вынос. Школы и детские сады смогут продолжить работу. В целом функционирование экономики сохраняется, хотя и с более жестким соблюдением санитарных требований.
Карантин во Франции начнется 30 октября и будет действовать минимум до 1 декабря. По сравнению с весенним карантином ожидаются послабления — школы останутся открытыми, работа может быть продолжена, а в домах престарелых будут разрешены посещения.
Франция ждала максимально долго. После того, как был зафиксирован очередной антирекорд 25 октября — 52 тысячи заболевших за сутки, правительство приняло непопулярное решение о локдауне.
Эксперты, опрошенные "Прайм", назвали это решение меньшим из двух зол. "Локдаун обернется для экономики Франции дальнейшим снижением роста ВВП, но, если этого не сделать, то последствия могут оказаться еще хуже – средства бюджета будут уходить на оплату больничных и спасение жизни в реанимациях", — считает завкафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Лада Прогунова.
В основе решения ФРГ – не вводить полный локдаун – также лежит простой расчет: потери экономики от "ограниченного карантина" будут меньше, чем потери в результате роста заболеваемости. Скажем, "ограниченный карантин" отнимает 1-2% от годового ВВП, а сама пандемия, если ее не сдерживать — от 4-5%, объясняет главный аналитик "Алор брокер" Алексей Антонов.
"Если рассматривать сценарий локдауна, сопоставимый с весенним, то за квартал Германия и Франция покажут очередную просадку ВВП от 10% до 15% в годовом выражении, и тогда в среднем по году потери будут приближаться к 7-8% ВВП", — добавляет аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.
КТО СЛЕДУЮЩИЙ
Вероятно, что локдауны по примеру ведущих экономик Европы в ближайшее время могут ввести Польша и Бельгия, у которых суточные показатели в последние дни держатся на уровне 20 тысяч заболевших. "Это особенно чувствительно для небольшой Бельгии, у которой ежедневно заболевают около 0,2% населения", — отмечает Прогунова.
При этом другие страны ЕС, скорее всего, будут действовать в рамках привычной для себя стратегии, сходятся во мнениях эксперты.
"В северной Европе, особенно Швеции, вряд ли выйдут за пределы добровольной самоизоляции. В восточной и южной Европе будут вводиться самые жесткие карантины, но за их соблюдением строго следить не будут", — считает Емельянов.
В центральной Европе и Британии будут вводить только самые необходимые ограничения, добавляет он.
СПАСТИ ЖИЗНИ ИЛИ ЭКОНОМИКУ
У России абсолютные показатели по числу заражений тоже приближаются к европейским – 17717 за сутки 29 октября, но в процентном отношении к численности населения это в разы ниже. Да и высокий уровень жизни немцев и французов, а также получаемая от государства помощь делают ситуацию в Европе несравнимой с ситуацией в России.
"Даже вариант "ограниченного карантина", когда только некоторые категории граждан, наиболее подверженные риску, подпадут под его действие, может вызвать рост недовольства среди населения России", — отмечает Антонов.
Поэтому на данном этапе российские чиновники попытаются не вводить карантин. Вместо этого они будут делать акцент на соблюдении санитарных мер и ускоренном тестировании вакцин.
Однако не стоит забывать, что в первой волне Россия отставала от Европы примерно на две недели по динамике заболеваемости. И ближайшие две недели, вероятно, покажут встанет ли перед Россией дилемма – ввести жесткие ограничения ради сохранения жизней либо предпочесть спасти экономику.