МОСКВА, 10 ноя – ПРАЙМ. Крупнейшим торговым сетям удалось улучшить ключевые показатели в условиях пандемии COVID-19 и увеличить выручку. Причем вопреки мнению, что они стали бенефициарами пандемии и самоизоляции, снятие ограничительных мер привело к еще более сильным результатам отдельных игроков. Это следует из финансовых результатов за III квартал 2020 года, опубликованных "Магнит", "Лента", X5 Retail Group и "О’кей".
Несмотря на сдержанные прогнозы аналитиков и объективно сложную ситуацию в стране в связи с распространением коронавирусной инфекции, ритейлерам удалось даже улучшить свои финансовые показатели. При этом лидирующие позиции закрепила за собой X5 Retail Group с лучшим в отрасли темпом роста выручки в III квартале — 15,3% год к году. Квартальная выручка "Пятёрочки" увеличилась на 18,4% (до 399,776 млрд рублей) год к году, "Перекрёстка" — на 18,7% (до 74,568 млрд рублей).
ТОРГОВОЕ ПИКЕ
2020 год выдался особенно тяжелым для российской экономики. Согласно прогнозу МВФ, падение ВВП России по итогам года составит 4,1%, при этом плавного восстановления не стоит ожидать раньше следующего года.
По данным Росстата и Минэкономразвития, в частности, резко уменьшился рынок розничной торговли. В апреле розничный товарооборот сократился на 22,6%, больше всего пострадал сегмент непродовольственных товаров – сокращение там доходило до 35,6% год к году.
Плавное восстановление товарооборота началось лишь после отмены части ограничительных мер в июне 2020 года. Однако показатели так и не сравнялись с прошлогодними. Так, например, в сентябре общее сокращение по сравнению с прошлым годом составило 3%, а в сегменте продовольственных товаров — 4,6%.
Отягчающим фактором стало сокращение реальных располагаемых доходов населения и переориентация потребителей на экономию во время и после пандемии. По данным исследования "Ромир" и BCG, которое они презентовали в октябре 2020 года, треть потребителей не готовы тратиться на еду вне дома как до кризиса, а более половины опрошенных респондентов ощущают финансовую незащищенность.
На этом фоне усиливается консолидация рынка, происходит перераспределение покупательских потоков в пользу крупнейших розничных игроков.
КТО РАСТЕТ В РОЗНИЦУ
Лидер роста в третьем квартале этого года – компания X5 Retail Group, смогла увеличить выручку на 15,3% до 486,6 млрд рублей год к году благодаря росту сопоставимых продаж и расширению торговой площади. Как рассказали в компании, наибольший вклад в рост бизнеса в III квартале внес формат "магазинов у дома".
Причем "Пятёрочка" продемонстрировала не только лучшие темпы роста за последние два года (18,4%), но и лучшие за четыре года сопоставимые продажи (8,5%). С учетом новых открытий и реконструкций количество объектов, работающих в новой концепции, на 30 сентября 2020 года составило 1 670, или 10% всей сети.
На втором месте по темпам роста в третьем квартале – компания "Магнит". В июле-сентябре ее выручка выросла на 11,9 % в годовом выражении и составила 383,2 миллиардов рублей. С начала года X5 увеличила отрыв от ближайшего конкурента по объемам выручки на 2,3 п.п. до 103,5 миллиардов рублей. В то же время, по такому показателю, как динамика сопоставимых продаж (LfL), компании показали одинаковый рост. У X5 Retail Group они выросли на 6,9% при росте среднего чека на 8,8% год к году, у "Магнита" — также на 6,9% при росте среднего чека на 12,4%.
При этом чистая прибыль "Магнита" по итогам III квартала увеличилась в 2,7 раза до 9,62 млрд рублей, а Х5 показала рост в 5,3 раза до отметки в 11, 949 миллиардов рублей.
Представители "Магнита" отметили, что пандемия оказала негативное влияние на программу развития и редизайна сети, но, в целом, руководство осталось довольно результатами квартала.
На третьем месте по темпам роста выручки в III квартале оказалась розничная торговая сеть "Лента". Увеличение составило 4,6% до 102 миллиардов рублей, однако этот рост замедлялся на протяжении квартала: с 11,8% в июле до 1,5% в августе и 0,7% в сентябре. По сопоставимым продажам "Лента" показала рост вдвое меньше конкурентов — всего на 3% за счет увеличения среднего чека на 9,2%. За третий квартал торговая сеть открыла два новых гипермаркета и пять супермаркетов, один супермаркет был закрыт. В результате торговые площади магазинов ритейлера выросли на 1,6%.
При этом среди конкурентов в июле-сентябре именно "Лента" столкнулась с самым большим сокращением LfL-трафика – на 5,7%, в то время как у "Магнита" он снизился на 4,9%, а у Х5 Retail Group всего на 1,8%. С учетом ухудшения эпидемиологической ситуации в стране трафик торговых сетей может продолжить сокращение и в IV квартале 2020 года.
Очевидно, что пандемия стала не только стресс-тестом, но и точкой роста. Вынужденная самоизоляция и сохраняющиеся опасения по поводу посещения общественных мест сформировали тренд на активное пользование сервисами доставки, в результате, оборот цифровых бизнесов Х5, например, в III квартале увеличился более чем на 200% и достиг 4 млрд рублей.
В частности, среднее количество заказов в день в онлайн-гипермаркете "Перёкресток Впрок" превысило 10 тысяч, достигая 11,8 тысяч в пиковые дни, что соответствует показателям во время карантинных ограничений. А в экспресс-доставке "Пятёрочки" и "Перекрёстка" в сентябре их количество достигало 14 тыс. в день, что даже выше показателей карантинного периода.
Рост онлайн-продаж "Ленты" в III квартале 2020 года оказался более динамичным, чем у Х5 — он увеличился на 551% год к году. Однако по выручке в онлайн-сегменте "Лента" пока уступает лидеру продовольственного ритейла с показателем в 1,3 млрд рублей.
"Магнит", в свою очередь, только сделал "первые шаги" в сфере e-commerce, запустив экспресс-доставку продуктов из магазинов в конце августа в партнерстве с Delivery Club, а в конце сентября – с сервисом "Яндекс. Еда".
НЕ МЕТРАМИ ЕДИНЫМИ
С точки зрения торговых площадей итоги III квартала 2020 года не столь однозначны. В группе "О`Кей" сообщили о сокращении торговых площадей гипермаркетов почти на 2%, однако сеть планирует расширяться за счет дискаунтеров. Так, в III квартале было открыто пять дискаунтеров, до конца года будет открыто еще 18 магазинов этого формата.
В руководстве "Магнита" заявили о том, что в III квартале были открыты 349 магазинов (187 магазинов у дома, один супермаркет и 161 дрогери). При этом за тот же период были закрыты 89 магазинов.
А X5 Retail Group замедлила, но не останавливала развитие. Торговые площади магазинов выросли на 9,6% год к году: в третьем квартале X5 добавила 327 новых магазинов. Кроме того, 155 "магазинов у дома" и 20 супермаркетов (включая 9 магазинов "Карусель", переданных "Перекрёстку") были реконструированы в соответствии с новой концепцией.