МОСКВА, 25 ноя — ПРАЙМ. Госдума в среду рассмотрит основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) РФ на 2021-2023 годы, которые представит председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Основные направления содержат базовый и три альтернативных сценария среднесрочного экономического прогноза развития РФ, исходя из которых ЦБ будет проводить ДКП в ближайшие три года. Причем при любом из них Банк России будет стремиться обеспечить возращение инфляции к цели и ее удержание вблизи 4%. По мере нормализации экономических условий и стабилизации инфляции ЦБ будет оценивать возможные сроки и скорость перехода "от мягкой к нейтральной" ДКП, при которой ключевая ставка будет находиться в диапазоне 5-6% годовых.
По сравнению с предыдущими годами Банк России изменил подход к формированию сценариев развития российской экономики, привязывая их, в первую очередь, к влиянию пандемии коронавируса. Впервые цена на нефть не является основной предпосылкой различия сценариев, а рассматривается в комплексе с другими факторами.
Профильные комитеты ранее рекомендовали Госдуме принять к сведению основные направления ДКП на ближайший трехлетний период, высказав ряд замечаний и предложений.
В частности, комитеты по финансовому рынку и по бюджету и налогам отмечают отсутствие развернутого анализа влияния смягчения ДКП на устойчивость банковской системы России, включая основные показатели деятельности банков. Комитеты рекомендуют Банку России включать в основные направления ДКП анализ вариантов инвестирования средств Фонда национального благосостояния, а также количественные оценки их воздействия на валютный курс рубля, темпы экономического роста и равновесную процентную ставку.
А комитет по экономической политике ГД предлагает ЦБ оценить влияние падения и роста доходов населения РФ на темпы инфляции, а также рассмотреть возможность внедрения механизмов формирования "длинных денег" через взаимодействие ЦБ и Минфина. В рамках данного механизма Банк России становится одним из ключевых покупателей облигаций Минфина, что позволяет финансировать реальную экономику, при этом не "перетягивая" средства из одних секторов экономики в другие, считает комитет.