МОСКВА, 9 дек — ПРАЙМ. В 2020 году доходы федерального бюджета снизились почти на 15%, доходы от налога на прибыль — около 14%, такие данные привел в среду глава бюджетного комитета Совфеда Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему "О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ".
Участники мероприятия рассмотрели вопросы совершенствования налогового администрирования с целью нахождения новых доходных источников и неиспользованных резервов.
"Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов Федерации. За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль — около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%", — сказал сенатор.
Артамонов отметил, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников, неиспользованных резервов. Парламентарий напомнил, что в этом году в целях поддержки субъектов предпринимательства им были предоставлены налоговые послабления — отсрочки по уплате налогов и страховых взносов и налоговые льготы. "Это вынужденные меры, но они, конечно, привели к еще большему сокращению доходов бюджетов", — добавил он.
По его словам, согласно основным направлениям налоговой политики на 2021-2023 годы налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот и освобождений, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4 триллиона 373 миллиарда рублей. "Наш комитет неоднократно обращал внимание на необходимость наведения здесь порядка, отмены неэффективных льгот. И в этой сфере должна проводиться работа не только на федеральном уровне, но и на региональном. Я знаю, она уже ведется. Субъекты федерации в результате такой работы могут получить дополнительные источники доходных поступлений в свои бюджеты", — сказал Артамонов.
Законодатель подчеркнул, что есть резервы в сфере налогового администрирования. Федеральная налоговая служба успешно применяет цифровые технологии, внедряет новые информационные сервисы. "Это – реальные резервы увеличения собираемости налогов и сборов", — подчеркнул он.
По словам Артамонова, вопросы противодействия "теневой" занятости сейчас стоят очень остро. "Из-за того, что работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов, — а зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка, — бюджетная система страны недополучает порядка 3 триллионов рублей доходов, или почти 3% ВВП", — отметил он.
По оценкам экспертов, примерно 30-40 % россиян получают зарплату "в конверте", поэтому необходим комплекс мер по противодействию выплате неофициальной заработной платы наемным работникам. Здесь также кроются резервы дополнительных поступлений НДФЛ, сказал сенатор.
"Можно еще перечислить борьбу с "серыми схемами" для уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, совершенствование применения специальных налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства, наведение порядка в учете объектов налогообложения региональными и местными налогами", — полагает глава комитета СФ. "У нас есть предложение вернуться к налогообложению движимого имущества, оставив освобождение только для имущества, принятого на учет после 1 января 2015 года", — сказал Артамонов.
Читайте также: