МОСКВА, 21 дек — ПРАЙМ. Объём прямых и косвенных частных инвестиций в проекты туристической отрасли РФ на ближайшие 2-3 года может составить до 600 миллиардов рублей, заявила руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова в интервью газете "Коммерсант".
"Окончательная сумма пока в проработке и будет определена в первом полугодии 2021 года. Мы понимаем, что по ключевым показателям эффективности туризма — а это количество создаваемых рабочих мест, вклад отрасли в ВВП, доходы и количество путешествующих по стране — Россия отстает от туристически развитых стран в среднем в три раза", — сказала она.
По мнению Догузовой, кардинально поменять ситуацию можно, увеличив каждый из показателей в 1,5–2,5 раза, но для этого финансирование туризма должно существенно увеличиться.
"Сегодня пул инвестиционных проектов, которые в ближайшие два-три года будут запускаться, составляет почти 200 миллиардов рублей. Это прямые инвестиции, которые бизнес готов вкладывать, если брать еще и косвенные, сумма вырастает до 600 миллиардов рублей", — прокомментировала ситуацию глава ведомства.
При этом она уверена, что наиболее затратными проектами станет субсидирование процентов по кредитам, развитие дорожной, инженерной и коммунальной инфраструктуры в части "последней мили" до объектов, а также создание туристически привлекательных центров городов.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ СНИЗИЛАСЬ
Общий объём задолженностей туроператоров перед клиентами в РФ с начала пандемии COVID-19 сократился с 44 до 16 миллиардов рублей.
"Общий объем таких обязательств в марте составлял 44 миллиарда рублей, сейчас сократился до 16 миллиардов рублей. Бизнес смог реализовать большую часть забронированных туров по внутренним направлениям и частично — по выездным", — сказала Догузова, отвечая на вопрос об объёме задолженностей туроператоров перед туристами из-за несостоявшихся туров в период пандемии коронавируса.
Она подчеркнула, что при этом ни один крупный игрок не ушел с рынка и удалось избежать массовых банкротств.
"На выполнение оставшихся обязательств у туроператоров есть еще год", — напомнила глава ведомства.
ЭЛЕКТРОННАЯ ВИЗА
По словам Догузовой, введение электронной визы для въезда в РФ граждан из 52 государств с 1 января 2021 года после окончания пандемии COVID-19 станет самым эффективным способом привлечения в страну иностранных туристов.
Глава ведомства обратила внимание на то, что решения о введении электронных виз для иностранных граждан отрасль ждала 15 лет.
"Оно даст колоссальный толчок развитию индустрии гостеприимства по всей стране. В 2019 году иностранцы потратили в России 10,9 миллиарда долларов — это больше, чем стране дает экспорт леса и цветных металлов и почти близко к объемам продажи вооружения на внешние рынки", — сказала она.
"Туризм — чистый несырьевой экспорт. Электронная виза — самый простой способ привлечь больше путешественников, а значит, и средств в страну", — считает Догузова.
Глава ведомства пояснила, что эффект от электронных виз в следующем году будет напрямую зависеть от эпидемиологической обстановки и от того, насколько быстро будут взаимно открываться границы.
"В разговорах с зарубежными коллегами мы пока рассчитываем выйти на перезапуск международного туризма ближе ко второй половине 2021 года", — уточнила она.
СУБСИДИИ ИЗ БЮДЖЕТА
Догузова также рассказала, что российские туроператоры с января по март 2020 года получили субсидии из бюджета страны примерно на 100 миллионов рублей за 135 тысяч привезенных иностранных туристов.
Глава ведомства отметила, что одним из важных направлений по привлечению иностранных туристов в Россию считается субсидирование туроператоров за каждого привезенного в страну туриста.
"Аналогичная мера поддержки работает в Турции уже больше десяти лет. До кризиса российские игроки тоже пользовались этой опцией. В этом году с января по март они получили субсидии из бюджета страны примерно 100 миллионов рублей за 135 тысяч привезенных иностранных туристов", — сказала она.
Догузова обратила внимание, что за то же время путешественники из других стран потратили в России за этот период 118,5 миллиона долларов или 7,5 миллиарда рублей по курсу на декабрь 2019 года.
"Таким образом, экспортная выручка на вложенный 1 рубль составила 23,7 рубля", — уточнила чиновник.
Глава Ростуризма признала, что самостоятельные туристы играют ключевую роль. Это второе направление, которое позволит привлечь турпоток в страну.
"Для этого рассчитываем со следующего года запустить центр маркетинговых компетенций, который будет решать вопросы по комплексному продвижению российских туристических брендов и в стране, и за рубежом", — заверила Догузова.
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА
По словам Догузовой, в России будет создана полноценная цифровая платформа по формированию путешествий по стране для туристов всего мира.
"У нас есть портал Russia.travel, который сейчас проходит глубокую модернизацию. Из статичного информационного ресурса он должен стать, по сути, интерактивным сообществом путешественников. Мы движемся в направлении создания полноценной цифровой платформы, позволяющей пользователям из любой точки мира организовать свой отдых в России, самостоятельно создать на одном портале", — сказала она.
Также глава Ростуризма заявила, что ее ведомство не поддерживает "электронную путевку" в том виде, в котором ее предлагают внедрить сейчас, тем более на платной основе для туроператоров, а, следовательно, и для потребителей.
Она считает, что "электронная путевка" должна быть эффективным инструментом прозрачности отрасли и контроля за сохранностью средств туристов.
"Но в текущем функционале "электронная путевка" этих вопросов не снимает. Пока же эта государственная система рассчитана на сбор лишь ограниченного количества данных. При этом предполагается, что она будет платной для бизнеса, а значит, и для потребителя. Ростуризм это не поддерживает, тем более в кризис", — сказала Догузова.
СТРАХОВАНИЕ ФИНОТВЕТСТВЕННОСТИ
Несмотря на кризис в отрасли и сильное сокращение выездного турпотока, большинство российских туроператоров смогли застраховать свою финансовую ответственность и продолжить работу, отметила глава Ростуризма.
Она напомнила, что даже в некризисные годы в отрасли происходили десятки резонансных банкротств.
"Один из ключевых итогов этого года — отсутствие коллапса бизнеса и массовых банкротств. Мы понимаем и отчасти разделяем озабоченность страховщиков. Сегодня туроператорский бизнес сильно зависим от выездного турпотока, поэтому риски банкротств, конечно, сохраняются. Ведь ключевые страны по-прежнему закрыты и кризис продолжается. Но, несмотря на это, большинство туроператоров смогли застраховать свою финансовую ответственность и могут продолжать свою работу", — прокомментировала ситуацию Догузова.
БЫСТРОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ
По словам Догузовой, Россия стала третьим государством среди стран G20 по темпам восстановления внутреннего туризма, уступив только Италии и Франции.
Глава ведомства обратила внимание на то, что в большинстве стран речь идет о падении на 80% и более.
"По выездному и въездному туризму у нас падение достигнет 80–85%, это характерно для всего мира. Если смотреть на оборот всей туротрасли, включая внутренний и въездной и совсем немного выездной туризм в части прибыли агентов и операторов, то в 2019 году он составил 3,7 триллиона рублей. В этом году эта сумма сократится на 60%, до 1,6 триллиона рублей. Падение могло бы быть большим. Но за счет внутреннего туризма и мер по стимулированию спроса удалось не обнулить общий оборот", — прокомментировала ситуацию Догузова.