Получив неожиданные и мощные стимулы к изменению после разрушительной пандемии Covid-19, многие экономические процессы оказались на грани структурных изменений, развитие которых нам предстоит наблюдать не один год. Причина проста: пандемия в отличие от финансовых кризисов имеет иную природу – сродни природным катаклизмам, она не подорвала эффективности финансовых институтов и устоявшихся доверительных связей в бизнес сообществе, но привнесла новые поведенческие практики и изменила правила игры во многих отраслях.
Наученные горьким опытом предыдущих кризисов, центральные банки и правительства по всему миру прибегли к беспрецедентным стимулам, способным весьма быстро изменить экономический и политический ландшафт до неузнаваемости. Однако даже стремительная вакцинация большинства населения в максимально сжатые сроки уже не вернет мир к "доковидной нормальности". Для этого есть как минимум три предпосылки, каждая из которых неразрывно связана с двумя другими.
Перестройка производственных цепочек на фоне изменения модели роста Китая
Экономическая конфронтация между США и Китаем уже никого не удивляет, однако она может пойти по новому направлению. И причина здесь не новые тарифы или торговые ограничения со стороны США, а смена стратегического курса самого Китая. Переориентация на внутренний спрос, улучшение экологических стандартов производства, большая открытость рынков капитала и сохранение звания "производственной фабрики" для остального мира стали приоритетами новой модели роста Китая до 2030 года.
Объединение трудно сочетаемых элементов в одном центре роста может стать поводам для бегства инвесторов из других регионов, в первую очередь, из США и Европы.
Ускорение инфляционных процессов из-за роста издержек производителей
Во-первых, рост конкуренции в сфере технологий между крупными макрорегионами США-Китай-Европа может завершиться пассивной формой "деглобализации" производственных цепочек и привести к увеличению стоимости инноваций. Это длительный и трудно измеримый процесс, но в рамках изменения стратегии Китая он может получить толчок к развитию.
Во-вторых, не менее значимым, но при этом более быстрым, может стать процесс принудительного "импортозамещения" производств в целях повышения производственной безопасности регионов на случай повторения пандемии или похожих катаклизмов. Перебои поставок промежуточной или конечной продукции и рост стоимости транспортировки вследствие пандемии обозначили новые области для активной экономической политики, решением которой может стать отказ от внешних производителей в пользу внутренних.
В подобной ситуации инфляция издержек неизбежна вследствие снижения конкуренции производителей и роста стоимости трудовых ресурсов на локальных рынках.
Ценовой бум на рынках сырья и акций
Обилие свободных денежных ресурсов от мировых центральных банков и правительств, уверенность в быстром восстановлении спроса на энергоносители и металлы на этапе восстановления мировой экономики, дефицит продовольствия в некоторых регионах – все это формирует благоприятную почву для последующей положительной ценовой динамики на финансовых рынках.
Как следствие этих процессов — еще большее расслоение доходов населения, так как наименее защищенные слои будут вынуждены проедать пособия и сбережения, а также рост популистских настроений в обществе, предотвращающих сворачивание ранее предложенных стимулов.
Все это формирует порочный круг, поддерживать который будет намного дешевле, чем разорвать.
Необходимые, но не достаточные условия
Лучшего времени для занятия просторной ниши в этих процессах, чем на волне нового мирового цикла, России с ее богатой ресурсной базой не найти. Поэтому мы смотрим на 2021 год с его внутриполитическими и экономическими амбициями как весьма удачный момент для низкого старта.
Речь не только о сырьевой составляющей, но и доступных бюджетных ресурсах и приоритетах финансово-экономического блока в области трансформации промышленной (развитие гражданских технологий, импортозамещение и т.д.) и социальной сфере (адресная социальная помощь).
Однако это лишь необходимые, но не достаточные условия: серьезным подспорьем должны стать снижение доли госсектора в экономике, долгосрочная налоговая поддержка частной производственной и инновационной инициативы, создание благоприятной инвестиционной среды для иностранного капитала.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.