МОСКВА, 16 ноя — ПРАЙМ. Ярославская область отдана в руки нового руководителя — Михаила Евраева. Эксперты отмечают, что новоиспеченному главе региона досталось непростое хозяйство. Во многих районах области накопились проблемы, с которыми местные руководители явно не справляются. Евраеву предстоит решать не только экономические и социальные задачи, но и, видимо, кадровый вопрос.
В октябре 2021 года губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов покинул свой пост — он был назначен помощником главы государства. Временно исполняющим обязанности руководителя региона назначен Михаил Евраев. "Я ознакомился с теми проблемами, которые есть в Ярославской области. Конечно, людей в первую очередь волнует содержание дорог, транспортные проблемы, проблемы жилищно-коммунального хозяйства, естественно, рост цен. Конечно, нужно приехать, погрузиться, переговорить с людьми, с предпринимателями на месте и уже четко сформулировать задачи, которые будет необходимо реализовывать на этой должности. Но я думаю, что мой опыт работы на протяжении последних 17 лет на различных должностях над различными проектами в федеральной государственной гражданской службе позволяет предположить, что я с такой работой мог бы справиться", — отмечал Евраев в диалоге с президентом России Владимиром Путиным в октябре 2021 года перед вступлением в должность.
В целом команда Миронова задала определенный темп развития экономики региона, и Евраеву нужно его поддержать. За пять лет работы Миронова в регионе инвестиции в экономику Ярославской области составили более 438 млрд рублей, реализуются 42 инвестиционных проекта общей стоимостью 100 млрд рублей. С 2017 по 2020 год отремонтировано 940 км дорог регионального и местного значения. При губернаторстве Миронова открылось движение по новому мосту через Которосль, идет реконструкция Добрынинского моста, разрабатывается документация для ремонта моста через Волгу в Рыбинске. Было предотвращено строительство ЦБК на Рыбинском водохранилище. В 2016 году Ярославль получил статус столицы Золотого кольца, в регионе начала работу штаб-квартира городов Золотого кольца. Туристический поток в регион с 2016 года увеличился на 1 млн человек, а за 2020 год Ярославскую область посетили 3,9 млн человек.
По мнению секретаря регионального отделения партии "Единая Россия", заместителя председателя Ярославской областной думы Ольги Хитровой, основной упор новому руководителю следует сделать на решение тех социальных и экономических задач, что были озвучены в ходе последней избирательной кампании. В частности, это развитие сельских территорий, решение проблемы кадрового дефицита, совершенствование здравоохранения.
Важно сформировать отношения с главами районов и органов местного самоуправления — в том числе, чтобы оценить, все ли они находятся на своих местах. "У многих из них в будущем году заканчивается срок полномочий. Важно не совершить ошибок при назначении глав органов местного самоуправления, ведь это важный рупор волеизъявления местных жителей", — считает политолог Андрей Становой. Не менее значимый фактор в принятии кадровых решений — фактическое состояние подведомственных им территорий и уровень жизни граждан.
По мнению политолога и социолога Евгения Голубева, Евраеву достался непростой регион.
"Например, для ремонта дорог недостаточно просто его профинансировать — придется заняться и проверкой качества, организовать приемку", — указал он.
Недавно врио главы Ярославской области как раз провел совещание, на котором обсудил выполнение работ по национальному проекту "Безопасные качественные дороги" (БКД) в этом и следующем году — поручил подрядчикам сдать объекты до 20 ноября, а профильным ведомствам — проконтролировать качество работ. В департаменте городского хозяйства (ДГХ) мэрии Ярославля, правда, утверждают, что такие работы ведутся ежегодно, нареканий не было.
Но многие жители области придерживаются обратного мнения — качество дорог оставляет желать лучшего. Так, в мае 2021 года жители Угличского района провели необычный флешмоб: в глубокие ямы на дорогах активисты установили плакаты с портретами, в частности, главы Угличского района Анатолия Курицина и главы города Углич Светланы Ставицкой. И дополнили подписью: "Какая власть, такие и дороги".
Помимо дорожных работ, следует уделить внимание здравоохранению и инвестпривлекательности области.
Еще одна острая проблема — экология. В частности, Росприпроднадзор добивается приостановки деятельности Ярославского нефтеперерабатывающего завода имени Д.И. Менделеева. Это старейший НПЗ в России. По итогам проверок установлено, что на предприятии систематически нарушаются нормативные требования в области охраны окружающей среды. Отходы уходят в Волгу, что наносит водам и земле региона огромный вред. В сбрасываемых предприятием в реку Печегда (приток Волги) сточных водах содержания веществ превышали предельно допустимые концентрации (ПДК).
Завод не предпринимает действий по соблюдению требований при накоплении отходов. В случае аварии это несет опасность для окружающей среды. А аварии на НПЗ весьма вероятны: даже в момент проверки на предприятии произошла аварийная ситуация — после взрыва загорелись резервуары с остатками нефтепродуктов. Часть нефтепродуктов разлилась на почву. Отобранные после аварийной ситуации пробы почвы по результатам лабораторных исследований имеют превышения по загрязняющим веществам в 36,8 раза, говорится в сообщении ведомства.
С водоснабжением в регионе не меньшие сложности. Еще несколько лет назад специалисты отмечали, что качество воды в 40 процентах колодцев области не соответствует нормам питьевой воды, а в остальных 60 процентах — нормативным микробиологическим показателям. Среди причин, в том числе, предприятия, которые сбрасывают отходы в Волгу. Нередки и частные канализационные сбросы, а водопроводные сети изношены. Более половины водопроводной инфраструктуры требует замены в Рыбинске, Переславском, Пошехонском районах и ряде других районов.
В 2020 году Ярославский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды опубликовал данные исследования состояния и загрязнения окружающей среды за 2019 год, и выяснилось, что в области почти не осталось чистой питьевой воды, с каждым годом ситуация становится острее. 85% водоёмов области имеют «очень загрязнённую» воду: замеры проводились в Рыбинском и Горьковском водохранилищах (на Волге в Рыбинске, Тутаеве и Ярославле), в реках Корожечна, Юхоть, Черёмуха, Кострома, Ить, Которосль, Соть, Ухра, в озере Неро.
Сложности в сфере строительства — еще одна беда области. С начала года были решены проблемы дольщиков 11 долгостроев, как заявлял зампред правительства области Виктор Неженец. На год бывший глава области Миронов ставил задачу решить проблемы с 14 долгостроями.
В целом, во многих районах Ярославского региона есть проблемы, которые местные руководители не могут или не хотят решать. В 2020 году был составлен традиционный рейтинг успешности развития регионов. Лучшим стал Тутаевский, Ярославль опустился на третье место, Углич съехал с первого места на шестое. Самыми худшими территориями области названы Борисоглебский район и город Переславль-Залесский.
По управлению муниципальными финансами в Ярославской области за 2019 год лучшим признан Первомайский район, а худшим — Переславль-Залесский. Там имеется просроченная кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда и отмечается рост просроченного долга по оплате коммунальных услуг.
Переславль-Залесский не исполняет бюджет по доходам, полностью зависит от федеральной финансовой помощи, плохо оплачивает коммунальные услуги за счет средств бюджета. В этих и ряде других позиций округ набрал ноль баллов рейтинга. В худшие районы с точки зрения управления и распределения финансов также попали Мышкинский и Угличский районы. Стоит заметить, что уже упомянутый глава Угличского района Анатолий Курицин ранее возглавлял и Мышкинский район.
Местные жители в обоих районах критикуют отсутствие порядка и инфраструктуры. В местных СМИ еще в 2017 году писали о жалобах жителей Мышкина на качество воды из-за износа систем очистки воды на водозаборе. Жители Угличского района в 2019 году жаловались уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину на загрязнение реки стоками с полигона ТБО. А весной этого года соцсети обошли видеоролики о плохом состоянии трассы Рыбинск-Углич, жители Углича просят через СМИ отремонтировать городские дороги, по которым уже невозможно передвигаться.
Возвращаясь к персоне Евраева, можно признать, что врио главы региона активно вникает в местную повестку. Евраев начал активно посещать все подведомственные ему районы области — проблемы на местах, похоже, будут решаться точечно и под контролем руководства региона.