МОСКВА, 16 ноя — ПРАЙМ. Российский фондовый рынок пропитан инсайдом сверху донизу и в какой-то момент потребуется его зачистка от недобросовестных участников, как это было в банковском секторе, заявил первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.
"Наш весь рынок пропитан инсайдом сверху донизу, по моей оценке", — сказал Хотимский на онлайн-конференции ЦБ РФ, посвященной противодействию инсайду и манипулированию. На сегодняшний день объективно никто не боится пользоваться инсайдом, считает он. "Люди пользуются им, и ощущение, что это повлечет для них те последствия, которые законодательство предусматривает, пока не сложилось у участников", — отметил банкир.
По его мнению, проблема заключается в отличиях правоприменения за рубежом и на российском рынке — "какие последствия в тех случаях, когда рынок явно понимает, что манипулирование было, просто по движению тех или иных котировок в преддверии тех или иных информационных событий, то есть инсайд и манипулирование очевидны, но последствий громких не возникает".
"То есть дело не в том, что законодательство очень сильно отличается за рубежом и у нас, но правоприменение отличается радикально. И, к сожалению, поскольку в России в принципе правоприменение без жестких прецедентных случаев не меняется существенно, то, я думаю, нам в какой-то момент потребуется зачистка, аналогичная банковскому сектору, в сегменте фондового рынка", — сказал Хотимский.
Хотя радикальные изменения законодательства в этой сфере в России не нужны, но, возможно, потребуется усилить полномочия ЦБ, добавил он. "Здесь есть вопросы к полномочиям Банка России, которые, наверное, скромнее, чем у многих западных регуляторов. Я думаю, что нам потребуются дополнительные реформы", — уточнил банкир.
В настоящий момент российский фондовый рынок находится в ситуации, когда активно приходит розничный инвестор. "И сегодня мы должны защищать от инсайда не только профессиональных игроков, которые были в рынке долгие годы. Сегодня речь идет уже о простых гражданах, и нам очень важно найти точку, начиная с которой без революций, но с понятными месседжами в рынок, начать практики менять", — подчеркнул Хотимский.