МОСКВА, 8 дек — ПРАЙМ. Под Новый год традиционно дорожает всё подряд просто в силу ажиотажа, вызванного предпраздничной склонностью потребителей к тратам и общей суматохой — к этому граждане уже привыкли. Производители, естественно, всегда находят причину, по которой необходимо поднять цены — то налоги выросли, то компоненты, то транспорт, то урожай плохой, то хороший, но негде хранить. И в случае каждого рынка всегда приходится разбираться, действительно ли эти факторы влияют, рассказывает агентству "Прайм" доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.
Например, некоторые производители уже начали говорить, что к Новому году поднимут цены на алкоголь на 15%, потому что "подорожала пшеница, из которой делается спирт". Однако если взять, к примеру, водку, то при минимальной цене в 230 рублей себестоимость собственно водки в бутылке составит около 36 рублей, и ещё 6 рублей прибыли сверху для производителя. А остальные примерно 190 рублей — это акциз, НДС, наценка розничного продавца и транспорт, указывает экономист.
"Если сейчас цена за тонну пшеницы внезапно ещё раз удвоится, то себестоимость собственно бутылки вырастет примерно на 9 рублей. Но не на 30-40, которые заявляются", — отмечает собеседник агентства.
"Так, не секрет, что с 1 января 2022 года вырастет на 4-5% алкогольный акциз. Производители, вероятно, ожидая обусловленного этим снижения спроса, уже сейчас пытаются эти ожидаемые потери компенсировать", — считает спикер.
Другие алкогольные напитки более сложны в ценообразовании, чем водка, но из-за роста акциза и, в целом, негативных ожиданий они тоже должны вырасти в цене к Новому году. А дальше, вероятно, они останутся на этом уровне "до очередного ЧП", резюмирует Черников.