МОСКВА, 11 дек — ПРАЙМ. Необходимо различать настоящие фальсификаты и продукты, чей традиционный состав по тем или иным причинам был изменен в заботе о здоровье потребителей. Порой под фальсификатом покупатели понимают измененную формулу привычного продукта, пояснил агентству "Прайм" завлабораторией химии пищевых продуктов ФГБУН "Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи" Владимир Бессонов.
"Настоящий фальсификат, безусловно, вреден. Причем вреден он трижды: во-первых, когда "залезает" в кошелек покупателя, во-вторых, когда на этикетке указан не весь состав продукта и можно приобрести вредный товар, и в-третьих, есть большой риск попасть на некачественное сырье, использованное при изготовлении фальсификата", — пояснил Бессонов.
Но часто "суррогатом" называют то, что таковым не является.
"Появлению ложных представлений о том, что вредно или полезно, способствуют сами производители, конкурирующие между собой. Так, например, появление спреда (сочетания сливочного и растительного масла) было в свое время воспринято как некий дешевый суррогат, а с точки зрения правильного питания он полезнее чистого сливочного масла, в котором большое количество насыщенных жиров, природных трансизомеров жирных кислот, холестерин", — привел пример эксперт.
По его словам, финны в свое время реализовали проект "Северная Карелия", и вот уже 40 лет сливочное масло составляет лишь 2% от рынка страны, остальное — спреды. Это было сделано для того, чтобы сократить количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Чтобы объяснить населению преимущества и полезность нового продукта, провели ликбез среди домохозяек, разъяснив им взаимосвязь между маслом и инфарктом.
"А вот в Россию спреды просто выложили на прилавки без объяснений. Неудивительно, что в сознании обывателя укоренилось, что спреды — это фальсификат, а не продукт, помогающий сбалансировать питание", — добавил Бессонов.
Между тем, суррогатов среди товаров, которые мы привычно видим на прилавках магазинов, на самом деле не так уж и много. Куда больше досужих вымыслов и слухов. "Ведь наличие кальция или фосфатов в молоке не означает, что там есть мел — эти элементы присутствуют в молоке природно, но людям свойственно верить слухам, подозревать в обмане и вообще критически встречать любые новинки по части продуктов. Последнее легко объяснимо: жители всех стран мира — в своей массе ярые традиционалисты по части пищевых пристрастий", — подчеркнул Бессонов.