МОСКВА, 13 дек — ПРАЙМ. Российский рынок лизинга в этом году продемонстрировал восстановление после COVID-кризиса, при этом наибольшим спросом, как и годом ранее, пользовались автомобили. В следующем году российские лизингодатели, опрошенные РИА Новости, ожидают смещения векторов в пользу железнодорожного и авиатранспорта, а также дальнейшего развития лизинга морских судов, IT-оборудования и спецтехники.
Как сообщила младший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Зоя Советкина, аналитики ожидают взрывного роста лизингового рынка РФ по итогам года — на 55%, в итоге он превысит 2 триллиона рублей. С этими выводами согласен глава группы "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин: по его оценке, к концу года рынок достигнет рекордных 2 триллионов рублей с ростом порядка 40% к 2020 году.
В свою очередь директор филиальной сети ООО "Интерлизинг" Анна Голикова ожидает роста не более чем на 30-35% из-за дефицита техники в четвертом квартале. А гендиректор "ВТБ Лизинга" Дмитрий Ивантер полагает, что рост по итогам года может составить всего 15% с дальнейшим увеличением в среднем на 10% в год.
ЛЕГКОВУШКИ ЗАКРОЮТ ГОД
Ивантер и Калинкин говорят, что лидером года снова стал легковой автотранспорт, несмотря на дефицит машин на рынке и продолжающийся рост цен. "В целом мы рассчитываем, что в этом году новый бизнес автолизинга вырастет на 35%", — прогнозирует Ивантер.
Калинкин ожидает возможного замедления темпов роста этого сегмента в 2022 году на фоне дефицита авто и эффекта высокой базы текущего года, но это "не окажет влияния на смещение доли сегмента в целом". Такого же мнения придерживаются в "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК), добавляя, что динамику автолизинга будет сдерживать значительный рост цен на технику.
ГТЛК в этом году, помимо авто, фиксирует рост лизинга телекоммуникационного оборудования, железнодорожной техники и восстановление авиа-сегмента на фоне всплеска внутреннего туризма. "Однако на этом рынке, как и на рынке пассажирских перевозок наземным городским транспортом, может сказаться введение в ряде регионов обязательных QR-кодов", — отмечают в ГТЛК. Там не исключают, что перевозчикам может понадобиться дополнительная господдержка.
Еще одним лидером года эксперты называют строительную и спецтехнику. Так, Голикова говорит, что лизинг строительной техники в январе-сентябре вырос вдвое, а Ивантер отмечает спрос на спецтехнику, в основном за счет господдержки и активной реализации крупных инфраструктурных проектов. По его мнению, эта тенденция продолжится. Калинкин также полагает, что спрос на лизинг спецтехники продолжит расти. "Этот сегмент показывает двузначные темпы роста последние несколько лет", — отмечает он.
СПРОС ПОДСТЕГНЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Практически все лизингодатели сошлись во мнении, что наибольшим спросом в новом году будет пользоваться авиационная, железнодорожная и водная техника, хотя и автолизинг не стоит сбрасывать со счетов.
Советкина полагает, что авиализинг вырастет вследствие более активной разморозки планов по обновлению парка авиаперевозчиков и поставки отечественных самолетов, хотя выявление новых штаммов COVID "вносит повышенную неопределенность в динамику как авиализинга, так и лизингового рынка в целом". Такого же мнения придерживаются в ГТЛК.
Там так же, как и Ивантер и Калинкин, видят перспективы роста лизинга водного транспорта за счет имеющегося спроса на сухогрузы, выбытия значительного объема судов и необходимости обновления устаревшего флота.
Также в ГТЛК ожидают роста лизинга железнодорожной техники. "Однако здесь важно не допустить перепроизводства вагонов", — отмечают в компании.
"Основным драйвером роста лизинга в 2022 году станет железнодорожный сегмент, сменив автомобильный. Положительная динамика в нем будет обусловлена восстановлением спроса на сырьевые товары, а также ростом цен на энергоносители и экспорт угля по железной дороге", — говорит Ивантер.
В свою очередь в "Интерлизинге" не исключают, что дефицит техники будет сдерживать рост новых продаж. По словам Голиковой, на фоне повышения ключевой ставки продолжится тренд на рост конкуренции в отрасли, и маржинальность лизинговых компаний может снизиться. "На следующий год также запланирована господдержка продаж колесной и строительной техники, что окажет свое существенное влияние на показатели по этим видам", — добавила она.