МОСКВА, 20 дек — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Животрепещущий вопрос для Европы, которая сейчас переживает сложнейший энергетический кризис — как комфортно, без особых переплат и риска замерзнуть пережить отопительный сезон. Ситуация начинает приобретать угрожающий оттенок — запасы в хранилищах тают, а долгая холодная зима только началась. Чего ожидать региону, каким образом он мог бы сгладить сложности с обеспечением энергией и какую роль в этом может сыграть "Газпром", снова заинтересовался "Прайм".
ЗАПАСЫ МЕНЬШЕ 60%
Средний по странам Европы показатель запасов природного газа в подземных хранилищах (ПХГ) неумолимо снижается и уже преодолел важную психологическую отметку в 60%, судя по последним данным Gas Infrastructure Europe (GIE). А цены на энергоноситель на хабе Title Transfer Facility (TTF) в Нидерландах в последние дни достигли новых рекордных максимумов.
Однако в пятницу, 17 декабря, газ в ЕС все равно заметно подешевел, отмечает Bloomberg. Американское издание связывает этот факт с тем, что "Россия в последнюю минуту увеличила поставки в регион".
"Газпром" забронировал около 30% мощности трубопроводов для доставки природного газа из России в Германию через Польшу для продажи на однодневных аукционах. Накануне, 16 декабря, впервые с начала месяца, вообще не было ни одного предложения на "газовых" аукционах.
На текущей неделе цены вновь вернулись к высоким уровням, указывает Bloomberg: в ближайшие дни на континенте ожидается заметное похолодание, а объемы запасов находятся на самом низком уровне для этого времени года.
Издание признает: поставки на компрессорную станцию "Мальнов" в Германии, на которую поступают из России объемы, прокачиваемые по трубопроводу "Ямал-Европа", находятся в пределах средних за 10 дней показателей.
Однако, упоминая и погодные условия, и не упуская из виду проблематику острой конкуренции за СПГ между Европой и Азией, авторы статьи в Bloomberg приводят комментарий главы отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке в Saxo Bank Оле Хансена, который указывает на политику "Газпрома" как основную причину запредельных цен на природный газ в Европе. По его словам, "если Россия, наконец, решит "открыть краны" после того, как экспорт был ограничен долгосрочными контрактными обязательствами", энергоноситель на нидерландском хабе, который 17 декабря стоил почти 123 евро за мегаватт-час, "может быстро подешеветь до 80 евро".
ВЕРНО ЛИШЬ ОТЧАСТИ
Эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов отмечает, что в текущий момент у "Газпрома" действительно есть возможности увеличить поставки европейским потребителям, поскольку экспортные мощности загружены не полностью.
Так, 19 декабря "Газпром" выкупил лишь 5% мощности польского участка газопровода "Ямал-Европа" (4,7 млн кубометров из 89,1 млн кубометров, согласно данным GSA Platform, указывает он. Это касается и украинского транзитного маршрута, дополнительные мощности которого (свыше обязательного лимита в 109,5 млн кубометров в сутки) "Газпром" отказался бронировать на декабрь, считает специалист.
Заполнение европейских ПХГ, судя по данным GIE, действительно уступает прошлогоднему, отмечает Родионов. "Если 18 декабря 2020 года она составляла 79%, то 18 декабря 2021-го — лишь 59,9%", — соглашается он. "Однако и такой уровень не является экстремально низким, — напоминает эксперт. — И в 2016-м, и в 2017-м в последнюю декаду декабря этот показать опускался ниже 65%, но к серьезным катаклизмам это не привело, хотя Европа тогда импортировала гораздо меньше сжиженного природного газа".
Однако прохождение январских и февральских "пиков" отбора газа будет во многом зависеть от того, насколько мягкой окажется европейская зима, указывает Кирилл Родионов. "И здесь год на год не приходится", — резонно замечает он. К примеру, в Германии в феврале 2021 года, по данным Немецкой метеослужбы (DWD), средняя температура воздуха превышала многолетнюю месячную норму на 1,4 градуса Цельсия, тогда как в феврале 2020-го — сразу на 4,9 градуса. "И это серьезно отразилось на котировках "спотового" рынка", — напоминает эксперт. С января по февраль 2020 года, еще до острой фазы пандемии, средние цены на ключевом для Европы хабе TTF, согласно информации Всемирного банка, снизились на 20%, с 3,63 долларов до 2,91 долларов за млн британских тепловых единиц (БТЕ).
При этом ранее многие эксперты, которых опрашивал "Прайм", неоднократно единодушно указывали, что существенно облегчить ситуацию на европейском рынке природного газа, причем не "в моменте", а на продолжительный период, вне всяких сомнений, смог бы запуск трубопровода "Северный поток — 2".
ЭКОНОМИКА СМЕШАЛАСЬ С ПОЛИТИКОЙ
"В истории с "Северным потоком — 2" слишком сильно смешались экономика и политика", — отмечает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал" Владимир Брагин. Ведь в любой ситуации, когда на рынке (в данном случае — природного газа) есть такой спрос и такое предложение, а также запасы, сокращающиеся теми темпами, которые мы наблюдаем, это неизбежно сказывается на ценах. И чтобы нормализовать ситуацию, ввод в эксплуатацию такого трубопровода был бы как нельзя кстати. Но здравый смысл у европейских политиков явно страдает, сетует эксперт.
"Вот если бы газопровод запустили, и выросло бы предложение энергоносителя, а цены стали бы расти, вот тогда было бы очень странно", — отмечает он. Но понять логику немецких "зеленых", отзывающихся об этом проекте как о "геополитической ошибке", очень сложно, указывает специалист.
На тему отношения к "Северному потоку — 2" в ЕС уже стали появляться всевозможные "мемы" и конспирологические теории, потому что всерьез обсуждать аргументы против проекта, которые озвучивают даже некоторые политики в Германии, очень сложно, иронизирует Брагин.
"С их точки зрения, видимо, следует вообще отказываться от природного газа, раз уж он, помимо углеродного следа, обладает еще и слишком волатильной ценой, — рассуждает эксперт. — Но это странная логика. Они же в нынешних условиях по сути отказывают своим же избирателям в гарантиях комфортного прохождения отопительного сезона".
А мощности "Газпрома" не безграничны, и поставки российского холдинга в Европу через существующие трубопроводы под вопросом, замечает специалист. "Особые риски, причем неполитические, несет существенное увеличение транзита через Украину, — говорит он. — Резкое увеличение прокачки по этому маршруту рискованно в связи с физической изношенностью украинской ГТС".