МОСКВА, 30 дек — ПРАЙМ. Россияне с 30 декабря получат возможность отказаться от дополнительных услуг, если они были вынуждены оформить их во время взятия кредита, "период охлаждения" составит две недели.
Законодательство теперь запрещает банкам заранее проставлять в кредитном договоре "галочки" о согласии заемщика на дополнительные услуги – россияне сами должны подтверждать свое желание оформить их. Кредитор также должен информировать клиента о стоимости допуслуг и условиях их оказания.
Если все же услуги были оформлены, то россияне могут отказаться от них в течение 14 дней и вернуть их стоимость. При этом если услуга уже была частично оказана, деньги вернутся только за неоказанную часть услуги, а при полностью оказанной услуге возврата не будет. Ранее "период охлаждения" действовал только для страховок.
Клиент может с помощью заявления требовать возврат как от кредитора, так и от третьего лица — в зависимости от того, кто из них отвечал за выполнение услуги. Если сторонний исполнитель в течение семи рабочих дней не вернул средства, эта обязанность переходит к кредитору, но заемщик может подать ему заявление не ранее 30 и не позднее 180 дней после обращения к третьему лицу-исполнителю.
Кроме того, банкам теперь запрещено включать в кредитный договор условия, обязывающие заемщика иметь на счете неснижаемый остаток денежных средств для погашения ежемесячного платежа. Теперь необходимая сумма должна быть на счете клиента только в день списания.
Потребители часто обращаются с жалобами за навязывание дополнительных услуг, в том числе и в Банк России. Изменения в действующее законодательство помогут расширить правовую базу для борьбы с этой практикой. При этом эффективность нововведений будет зависеть от того, будут ли потребители пользоваться таким инструментом. "Здесь важно информирование заемщиков об их правах, а также контроль исполнения требований законодательства финансовыми организациями", — прокомментировал РИА Новости адвокат, партнер компании "Правовая группа" Владимир Шалаев.