МОСКВА, 6 янв — ПРАЙМ. Риски для динамики стоимости российских активов на фоне событий в Казахстане ограничены, полагают эксперты BCS Global Markets.
"Протесты в Казахстане из-за повышения цен на топливо обернулись насилием и застали нас и инвесторов врасплох, пока в России продолжаются длинные выходные. Вместе с тем мы отмечаем весьма ограниченное прямое влияние событий в Казахстане на котировки российских акций, за несколькими исключениями в секторе металлургии и телекоммуникаций", — говорится в обзоре.
Статус-кво в стране сохранится, хотя некоторые экстренные изменения уже были внесены в политический ландшафт Казахстана, а бизнес понес некоторый ущерб, по крайней мере из-за отключения интернета, введения комендантского часа и других ограничений, а также ввиду опасений в сфере безопасности, полагают эксперты.
НЕФТЬ И ГАЗ
Для российских нефтегазовых компаний доля Казахстана в объеме производства или стоимости незначительна – несколько процентных пунктов, и то в случае полной потери рынка, оценивают эксперты BCS. "Мы считаем распродажу российских акций сектора в связи с текущими событиями возможностью для покупки", — добавляют они.
"В 2020 году общий объем добычи нефти и газа "Лукойлом" по казахским проектам "Тенгиз" и "Карачаганак" составлял около 87 тысяч баррелей нефтяного эквивалента в сутки, или около 4% суммарной добычи. Также в Казахстане "Лукойл" владеет заводом по производству смазочных материалов, но его доля в общем бизнесе компании невелика. Мы не ожидаем существенного долгосрочного обесценения активов из-за массовых беспорядков, но не исключаем временных перебоев в добыче", – говорится в обзоре.
В апреле 2021 года "Татнефть" в партнерстве с казахской группой компаний "Аллюр" начала строительство крупного завода по производству автомобильных шин, выход на полную производственную мощность которого ожидается в 2025 году. В ноябре 2021 года "Татнефть" и "КазМунайГаз" (КМГ) объявили о строительстве нефтехимического завода (стоимостью 800 миллионов долларов) в рамках СП, в котором 75% принадлежит "Татнефти", а 25% – КМГ.
"На наш взгляд, на данном этапе влияние проектов несущественно, и их доля, вероятно, составляет не более 1-2% от стоимости акций "Татнефти" в рамках наиболее негативного сценария", — считают в BCS.
МЕТАЛЛУРГИЯ И ДОБЫЧА
Для российского сектора металлургии и добычи доля Казахстана в бизнесе довольно заметна по двум причинам: у "Полиметалла" в этой стране крупные активы, а Казахстан – крупный игрок на российском рынке стали, считают эксперты BCS. Тем не менее пока не видно опасности для крупных российских активов, поскольку они удалены от районов, где происходят активные протесты, полагают они.
"Впрочем, "Полиметалл" напрямую владеет проектами "Кызыл" и "Варваринский хаб", поэтому подвержен рискам, поскольку казахские проекты по прогнозу составят треть от его EBITDA за 2022 год. Мы полагаем, что основной фактор риска связан не с протестами, учитывая достаточную удаленность проектов от крупных населенных пунктов, а с ограничениями на продажу, что приведет к краткосрочному наращиванию запасов и снижению выручки – это чревато сложностями с платежами", — говорится в обзоре.
У Evraz в Казахстане есть завод "Евраз Каспиан Сталь" по производству мелкосортного проката мощностью 450 тысяч тонн (доля в выручке порядка 4%). Из-за низкой рентабельности вероятная доля завода в EBITDA Evraz – 2-3%. "Завод расположен недалеко от границы с Россией, и мы не ожидаем существенной протестной деятельности в этой части страны", — считают эксперты.
Также они отмечают СП с UC Rusal в области добычи угля. Вместе с тем доля проекта в выручке UC Rusal составляет 1,4%, а в прибыли – скорее всего, нулевая, оценивают эксперты.
ММК получает около 50% железной руды из Казахстана — из горнодобывающих активов, которые расположены вблизи границы с Россией — довольно далеко от крупных городов. Однако риск дефицита железной руды для ММК сохраняется, что чревато ростом цен на руду в РФ и потенциально негативно для компании, считают в BCS.
"Казахстан – крупный импортер стали из России с долей проката около 50% в 2021 году. Перебои с поставками могут привести к повышению заводских цен на сталь на местном рынке, что позитивно для ММК, "Северстали" и НЛМК (компании приведены в порядке значимости местного рынка стали)", — говорится в обзоре.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР И ДЕВЕЛОПЕРЫ
Последствия волнений в Казахстане для публичных российских финкомпаний невелики, поскольку в стране представлены лишь два крупных банка из РФ, отмечают эксперты.
"Доля Казахстана в активах Сбербанка – 1,7% (около 700 миллиардов рублей), а в прибыли группы за третий квартал по МСФО – 1,8%. Для ВТБ доля страны еще ниже – 0,4% от активов группы, а также 0,4% от прибыли до налогов за третий квартал. Московская биржа владеет 13% акций Казахстанской фондовой биржи (KASE). Доля в прибыли KASE (100 миллионов рублей) составила лишь 0,3% от чистой прибыли за 2020 год. На Московской бирже торгуются некоторые облигации казахских эмитентов, но это мизерная часть в общем объеме бумаг", — говорится в обзоре.
МКБ, Тинькофф Банк и "Ренессанс страхование" не раскрывают информацию о своих активах или прибыли, связанной с Казахстаном. "Мы полагаем, что их доля в общих объемах весьма незначительна. Российские публичные девелоперы в настоящий момент не ведут проектов в Казахстане и не представлены в стране", — говорится в обзоре.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И РИТЕЙЛ
Среди телекомов наибольшее присутствие в Какзахстане у Veon: 7% в консолидированной выручке и 10% в EBITDA за третий квартал 2021 года. "На данный момент у нас нет оснований ожидать существенного негативного влияния политической ситуации в стране на бизнес компании. Также заметна доля для Qiwi, но конкретные цифры не раскрываются: мы полагаем, что она не превышает 5-10% от выручки компании", — полагают эксперты.
Среди других компаний сектора роль Казахстана в выручке либо незначительна (2-3% и менее, это HeadHunter, Яндекс, VK, Ozon), либо отсутствует. Также нет серьезной доли на рынке страны и у крупнейших игроков розничного сектора (X5 Group и "Магнит"), оценивает BCS.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
На российскую электроэнергетику влияние событий в Казахстане будет незначительным, считают эксперты.
"Рефтинская ГРЭС мощностью 3,8 ГВт на Урале работает на угле Экибастузского месторождения, но станция находится под контролем негосударственной СУЭК. Единственной публичной компанией, имеющей отношение к Казахстану, является "Интер РАО", но после продажи 50% акций АО "Станция Экибастузская ГРЭС-2" у компании нет активов в стране – только импорт/экспорт на рынке электроэнергии (крайне небольшой объем в масштабах Интер РАО)", — говорится в обзоре BCS Global Markets.