МОСКВА, 16 янв – ПРАЙМ. Курс любой валюты, в том числе рубля, зависит от спроса и предложения на рассматриваемый актив. Чтобы оценить оба этих фактора, нужно следить за рядом данных по экономике, рассказал агентству "Прайм" эксперт кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Кава Ходжа.
По его словам, величина спроса на деньги формируется под воздействием следующих факторов: трансакционный мотив, мотив предосторожности и спекулятивный мотив.
“Предложение формирует Центробанк, исходя из макроэкономических показателей и задач, которых необходимо достичь, а у ЦБ есть три инструмента для увеличения или понижения массы денег в экономике – операции на открытом рынке (продажа/покупка гособлигаций на вторичном рынке), рефинансирование через дисконтное окно (ключевая ставка) и норма обязательных резервов (влияет на денежный̆ мультипликатор)” — убежден Ходжа.
Для того, чтобы иметь возможность прогнозировать курс рубля, по его мнению, необходимо следить за многими социально-экономическими факторами. Прежде всего, за объемом денежной массы в экономике.
“Если ЦБ увеличивает массу денег в экономике, то это приводит к понижению средневзвешенной процентной ставки и стимулированию совокупного спроса, но вместе с тем, это может привести к увеличению инфляции, что будет негативно отражаться на курсе национальной валюты. Обратные действия ЦБ, то есть уменьшение денежной массы в экономике, приводят к увеличению средневзвешенной процентной ставки, что делает рубль привлекательным активом для инвесторов и повышает спрос на актив, что в свою очередь способствует повышению курса национальной валюты", — считает Ходжа.
Также немаловажным фактором, по его мнению, является цена на энергоносители на мировом рынке. Много лет между ценами на нефть и курсом рубля была прямая корреляция. Однако в последние годы благодаря грамотной политике ЦБ России такой сильной зависимости не наблюдается.
“По нашим прогнозам, в 2022 году курс рубля будет стабильным, без резких колебаний, и увеличит свою привлекательность для инвесторов”, — заключил эксперт.