МОСКВА, 29 августа — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Европа вступила в рецессию, останавливаются многие промышленные предприятия, замаячила реальная перспектива частичной деиндустриализации. Что именно происходит в ЕС и какое значение это имеет для России, разбирался "Прайм".
РЕЦЕССИЯ
Еврозона вступила в рецессию из-за роста цен на энергоносители, сообщают англоязычные СМИ со ссылкой на отчет экономистов UBS Group. И пусть она "неглубокая", но в любом случае продлится до конца года.
Экономика 19 стран ЕС сократится на 0,1% по итогам третьего квартала 2022 года и на 0,2% — в четвертом, прогнозируют специалисты финансового холдинга. При этом они понизили свой прогноз роста на 2023 год с 1,2% до 0,8%.
"В связи с дальнейшим значительным ростом цен на энергоносители, что подразумевает дополнительное давление на потребление домохозяйств и инвестиции в основной капитал, мы ожидаем, что еврозона пройдет через техническую рецессию", — заявили аналитики финучреждения.
Важнейшее предположение состоит в том, что цены на природный газ будут расти дальше, хотя сильного дефицита в UBS не ожидают. Однако признают, что возможно существенное увеличение экономического ущерба от стоимости энергоносителей.
Пессимизм UBS Group разделяют в S&P Global. А экономисты Morgan Stanley предрекают долгосрочные последствия текущего энергетического кризиса и ожидают, что более высокие цены на энергоносители и неопределенность относительно поставок сохранятся до зимы 2023-2024 годов.
НАД КЕМ ЗАНЕСЕН МЕЧ
Серьезные вызовы, стоящие сейчас перед экономикой Европы, не ограничиваются запредельной дороговизной энергоносителей, которой способствовало множество факторов. Но она одна из ключевых.
"Процесс остановки производственных мощностей и сокращения объемов производства в Европе на фоне высоких цен на энергоносители уже идет полным ходом", — отмечает аналитик по товарным рынкам "Открытие Инвестиции" Оксана Лукичева. Она указывает на массовую остановку и снижение выпуска удобрений: выбыло из эксплуатации около 25% мощностей, а затронуты около 70% мощностей, выпускавших в общей сложности около 26 млн тонн удобрений.
"Соответственно, страдают промышленные потребители, которые вынуждены увеличивать импорт недостающей продукции по мировым ценам, — указывает эксперт. — Кроме того, потребление удобрений может сократиться. Европейские фермеры могут уменьшить их использование в следующем году, что приведет к снижению урожайности культур и будет поддерживать цены на сельскохозяйственную продукцию".
"Думаю, основной негатив на себе испытывает отрасль электроэнергетики, — рассуждает эксперт "БКС Мир инвестиций" Валерий Емельянов. — Дело в том, что многие десятилетия газ был самым дешевым топливом для ТЭС. Конечная стоимость электричества, произведенная из газа, была втрое ниже средней. Теперь они сравнялись, и нет смысла жечь именно газ. Теперь ТЭС будут вынуждены как-то перестраиваться, поскольку загрузиться мазутом или углем они не могут по экологическим причинам, газом — по экономическим. Тепловые станции будут, скорее всего, "отмирать". Они и раньше теряли рынок (примерно на 20% за 20 лет), но сейчас это будет происходить еще быстрее".
"От высоких цен на энергоносители сильно пострадали производители цветных металлов, — добавляет Лукичева из "Открытие Инвестиции". — Останавливаются производства по добыче и рафинации цинка и алюминия. Мощности алюминиевой промышленности в Европе сократились на 1 млн тонн, еще 500 тыс. тонн может выбыть в недалеком будущем, 200-300 тыс. тонн может быть выведено в США. Сильная засуха в Китае, недостаточное производство гидроэнергии и высокие цены на газ вынудили также временно остановить еще 1 млн тонн мощностей по производству алюминия".
При этом вся промышленность ЕС в целом потребляет 20% используемого в регионе природного газа, уточняет Емельянов из "БКС Мир инвестиций". "Для сравнения, на долю бытовых потребителей приходится 40% в виде топлива, еще 15% уходит на генерацию энергии, — развивает мысль специалист. — То есть в сумме около половины газа скупает население". Таким образом, удорожание газа — это для ЕС, в первую очередь, социальная проблема, делает вывод эксперт. Проблемы сейчас возникают преимущественно среди небогатых слоев населения — у пенсионеров, живущих в традиционных больших домах, у жителей советских "панелек" из бывшего "восточного блока". Большинство европейцев раздражены ростом цен на газ, но в разы ощутимее для них удорожание автомобильного топлива и повышение цен на продукты, указывает Емельянов.
Исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов отмечает, что нет конкретных цифр, которые четко указывали бы, как именно дороговизна энергоносителей в Европе сказывается на объемах продаж автомобилей. Однако общее удорожание энергоносителей приводит к инфляции, вследствие этого — к снижению покупательской способности автолюбителей. "В Европе, как и в России, дорожают не только новые машины, но и авто с пробегом", — уточняет эксперт. Ожидается увеличение на европейском рынке доли электромобилей, но не последнюю роль в этом, по словам Удалова, должна сыграть эволюция используемых в соответствующих автомашинах аккумуляторных батарей, которым предстоит стать более экономичными.
СОЦИАЛЬНЫЙ НЕГАТИВ
Во многих отраслях уже наблюдается сокращение не только продаж, но и производства: например, сохраняется нехватка микрочипов, а логистические цепочки нарушены из-за санкционных мер ЕС против России. Масштабная деиндустриализация ЕС из-за сложной ситуации с энергоносителями маловероятна, поскольку цены на них могут пойти вниз, а это облегчит положение промышленности. Более того, нынешнее положение может привести к изменению структуры европейской промышленности таким образом, что сделает ее более эффективной, не исключает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Однако это в теории. Сколько признававшихся ранее эффективными европейских предприятий, подобно, к примеру, словацкому Slovalco, румынскому Chimcomplex или польскому ANWIL, остановятся, на какой срок, сколько граждан ЕС при этом останется без работы и по каким именно критериям будет оцениваться в Европе эффективность производства через год, предсказать сейчас не возьмется, пожалуй, никто.
А такие факторы как общее увеличение стоимости жизни и длительные простои многих предприятий даже в отдельных отраслях промышленности несут неизбежный социальный негатив, способный затронуть не только пенсионеров.
ГУБИТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
В целом участие стран ЕС в санкционном противостоянии с Россией губительно именно для европейской промышленности. "Негативное влияние на США минимально", — отмечает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. Более того, Соединенные Штаты сумели извлечь некоторые выгоды из этой санкционной войны, констатирует эксперт. Не свергнув законные власти в странах ЕАЭС, США, тем не менее, смогли втянуть ЕС в радикальное противостояние с Россией, чреватое обрушением европейской экономики в условиях ее конкуренции с американской. Европа стала по сути новой "периферией" США, которую "метрополия" начала особенно интенсивно грабить, делает вывод специалист.
Более того, налицо нарастание противоречий между брюссельской бюрократией и национальными интересами отдельных стран ЕС, замечает Колташов.
"И эти противоречия усиливаются, — говорит он. — Брюссель будет, по всей видимости, требовать дальнейшей борьбы против России, дальнейших санкций, в то время, как национальные администрации будут "расхлебывать" последствия уже принятых мер". И усиление давления на российскую сторону — это тупиковый путь для европейцев, уверен эксперт.
А исключать именно такой вариант развития событий нельзя. "Брюссельские чиновники вообще имеют очень низкий уровень политической культуры, экономической компетентности и очень низкую способность вообще понимать, что происходит в самом ЕС, — утверждает Колташов. — Это люди, которым "делали" карьеру "аппаратно", они очень зависимы от того, что им советуют США, но такими методами они не смогут управлять Европой".