МОСКВА, 27 окт — ПРАЙМ. Настолько ли быстра инфляция в США, что для ее замедления потребуется спровоцировать рецессию? Или рост цен замедлится, а ФРС получит финансовый стресс, замедленный рост экономики и более высокие, чем необходимо, процентные ставки?
На фоне продолжающегося негативного воздействия пандемии и очередного энергетического шока нетрудно представить себе продолжительный и сильный рост цен.
Выходящие в пятницу данные, вероятно, покажут, что предпочитаемый ФРС индикатор инфляции в сентябре по-прежнему примерно втрое превышал установленный центральны банком целевой уровень 2%. По прогнозу опрошенных Reuters экономистов, индекс цен расходов на личное потребление даже без учета волатильных цен на продовольствие и энергоносители вырос по сравнению с сентябрем прошлого года на 5,2%. Индикатор, рассчитываемый с учетом этих цен, на который ориентируется ФРС, видимо, вырос на 6%.
При этом даже настроенные на наиболее агрессивное ужесточение политики руководители центрального банка чувствуют: если какое-либо внешнее событие не возобновит ценовое давление, в ближайшие месяцы инфляция замедлится, потому что повышение ставок ограничило спрос, конкуренция на рынке усиливается, а проблемы в цепях поставок решаются. Понижательное давление на данные окажет и высокая база сравнения.
Пока повышение ставок ФРС почти не помогло понизить общую инфляцию от самого высокого уровня с начала 1980-х годов.
С марта центральный банк повысил ключевую ставку на три процентных пункта от близкого к нулю уровня, причем три раза подряд повышал ее на три четверти процентного пункта. Большинство участников рынка и аналитиков ожидают, что на заседании в первых числах ноября он повысит ее на такую же величину.
Вместе с тем склонность руководителей ФРС к ускоренному повышению ставок в начале цикла, чтобы угнаться за темпом инфляции, возможно, сменяется склонностью к замедлению ужесточения политики или к паузе, чтобы дать экономике перевести дыхание.
Рабочий девиз руководителей центрального банка требует от них "надеяться на лучшее, но планировать в расчете на худшее". Тем временем они и сторонние экономисты указывают на ряд экономических сил, которые работают в интересах ФРС.
Много говорилось о том, что высокие прибыли компаний разгоняют инфляцию. Действительно, во время пандемии некоторые фирмы, включая автодилеров, хорошо заработали благодаря сильному спросу и ограниченному предложению.
Но не все скачки прибылей одинаковы. Например, некоторые руководители компаний розничной торговли продовольственными товарами отмечают, что переориентация покупателей на их фирменные товары помогла потребителям сэкономить деньги и позитивно отразилась на балансах компаний.
Центральный банк следит за этими тенденциями и надеется, что они ему помогут.
Заместитель председателя ФРС Лаэль Брейнард больше других руководителей центрального банка говорила о наблюдавшихся во время пандемии высоких прибылях в некоторых областях экономики и о вероятности их сокращения. Президент Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Буллард утверждал, что спрос ослабевает и компании будут снижать цены, чтобы сохранить доли рынка.
Новый член Управляющего совета ФРС Лиза Кук отметила, что свидетельства замедления инфляции в основных официальных отчетах проявятся не сразу.
Стоимость жилья, ключевой компонент индикаторов общей инфляции, создает наибольшие проблемы. Например, данные по арендной плате для расчета индекса потребительских цен собираются путем непрерывных опросов. Только когда собраны данные по новым сделкам аренды, они становятся частью общих данных, поэтому требуется время, чтобы проследить за их динамикой.
Сотрудники ФРС и другие исследователи ищут методы определения ситуации в реальном времени. Они выяснили, что данные объявлений о сдаче могут служить опережающими индикаторами компонента стоимости жилья в индексе потребительских цен.
При расчете на основе таких и других индикаторов может получиться, что рост цен на жилье уже замедлился, в то время как официальные данные этого не показывают.
Укрепление доллара за год примерно на 18% против корзины других основных валют означает, что для американцев импортные товары становятся дешевле.
В сочетании со снижением цен на нефть и другие сырьевые товары, а также решением проблем в цепях поставок, цены на импорт могут стать сильным тормозом инфляции в США.
В опубликованной недавно работе, где предсказывалось замедление инфляции, экономисты JP Morgan отмечали, что цены на импортные товары "не только будут медленнее расти, но и могут к концу года снизиться на 2,5%".
Еще одним фактором, который послужит делу замедления инфляции, в JP Morgan считают недавний скачок тарифов на авиаперевозки, который вряд ли повторится.
Среди данных, которые указывают на проблемы инфляции, председатель ФРС Джером Пауэлл называл соотношение между числом вакансий и числом ищущих работу людей.
В условиях разбалансированного рынка труда компании повышают зарплаты, чтобы привлечь и сохранить работников. Возможно, это не подпитывает инфляцию, но руководители ФРС считают, что более существенный баланс спроса и предложения на рынке труда будет способствовать ослаблению ценового давления. Больше других от рабочей силы зависят компании сферы услуг, и организации в тех секторах, где в последнее время наблюдался самый быстрый рост цен.
Согласно официальным данным, шесть месяцев назад на каждого ищущего работу приходилось примерно по два рабочих места, то есть намного больше, чем в предыдущие годы, поэтому в ФРС считают такую ситуацию признаком отсутствия баланса на рынке труда. В сентябре на одного свободного работника приходилось уже 1,67 вакансии, что все равно намного больше, чем перед пандемией, когда соотношение составляло 1 к 1,2, а уровень безработицы был сопоставим с текущим уровнем 3,5%.
По словам экономиста Goldman Sachs Джозефа Бриггса, "мягкая посадка", то есть ситуация, в которой ФРС усмирить инфляцию, не спровоцировав рецессию, не исключена. В некоторых ключевых отраслях дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением уменьшается благодаря сокращению вакансий, а не рабочих мест, и это происходит в отраслях, где зарплаты растут самыми медленными темпами.
"Этот пример подтверждает наше мнение, согласно которому рост зарплат и цен замедлится без рецессии", — сказал Бриггс.