МОСКВА, 10 ноя — ПРАЙМ. Государственный долг регионов РФ по итогам девяти месяцев 2022 года вырос на 8,9% и составил 2,694 триллионов рублей. Объем госдолга вырос в 75 регионах РФ, в девяти — снизился, и в Севастополе — отсутствует.
По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов по итогам девяти месяцев 2022 года вырос на 8,9%, составив 2,694 триллиона рублей. В абсолютном выражении госдолг вырос на 219,5 миллиардов рублей, и почти четвертая часть его увеличения пришлась на Самарскую область, Челябинскую область и Нижегородскую область.
Объем муниципального долга составил 370,6 миллиарда рублей, что на 1,7% ниже, чем в начале 2022 года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября 2022 года составил 3,065 триллиона рублей, что на 7,5% выше, чем в начале года.
В структуре госдолга доля бюджетных кредитов выросла до 70%
В структуре суммарного госдолга регионов РФ банковских кредитов почти не осталось: по итогам 9 месяцев 2022 года их доля составляет всего 2% против 10% в начале года и данный вид задолженности остался в структуре всего 12 регионов. Доля государственных ценных бумаг за три квартала текущего года так же сократилась и составила 27%, хотя еще в начале года на этот вид задолженности приходилось 32%. При этом до 70% выросла доля бюджетных кредитов. Доля государственных гарантий составляет 1%.
Большинство регионов нарастили объем госдолга
На 1 октября 2022 года объем государственного долга вырос в 75 регионах РФ, в 9 регионах госдолг снизился, и в Севастополе госдолг по-прежнему отсутствует.
Госдолг Республики Мордовия сократился на 32%, что позволило региону стать лидером по положительной динамике. Столь стремительное снижение объема государственной задолженности стало возможным благодаря прямому поручению Президента РФ о снижении госдолга региона и выделением на это средств федерального бюджета. В августе 2022 года республика смогла полностью погасить свою задолженность перед федеральным центром по бюджетной мере принуждения, после чего с региона были сняты штрафные санкции, наложенные в связи с высоким объемом госдолга, и разблокирована возможность капитальных вложений.
На втором месте по темпам снижения задолженности — Архангельская область, чья задолженность снизилась на 10%: по итогам трех кварталов 2022 года в области не осталось коммерческого долга, но увеличился объем задолженности перед бюджетом.
На третьем месте — Москва, чей госдолг за девять месяцев текущего года снизился на 9,7%. Столица погасила свой облигационный заем на 30 миллиардов рублей, но выпавший объем частично компенсировала новым бюджетным кредитом почти на 16 миллиардов рублей. Еще в шести регионах снижение не превысило 5%.
Самый значительный рост объема государственного долга зафиксирован в Тюменской области (+514%): местные власти привлекли бюджетный кредит для реализации проектов социальной и транспортной инфраструктуры. В Приморском крае объем государственного долга вырос на 171%, в Алтайском крае — на 126%. Во всех регионах объем госдолга вырос за счет наращивания задолженности по бюджетным кредитам. Но все регионы входят в число лидеров по уровню долговой нагрузки и столь стремительное наращивание госдолга существенно не ухудшает долговое бремя регионов.
Более трети объема госдолга приходится на семь регионов РФ
На 1 октября 2022 года самый высокий объем государственного долга наблюдается в Московской области — 274,9 миллиардов рублей. За девять месяцев текущего года объем областного госдолга вырос на 3%. На втором месте — Москва, чей госдолг составляет 131,4 миллиарда рублей. На третьем месте — Нижегородская область с объемом госдолга в 118,8 миллиардов рублей, который за девять месяцев вырос на 14%.
Следом расположились: Краснодарский край с госдолгом в 105,6 миллиардов рублей, который по итогам трех кварталов 2021 года вырос на 6%, Свердловская область с госдолгом 103,3 миллиарда рублей, что на 4% выше, чем в начале 2022 года, Республика Татарстан, чей госдолг составляет 95,5 миллиардов рублей (-1%) и Санкт-Петербург с госдолгом в 93,3 миллиардов рублей, который в текущем году вырос на 10%. На эти семь регионов РФ приходится почти 35% суммарного регионального госдолга.
Уровень долговой нагрузки регионов РФ незначительно снизился
Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по заказу АЭИ ПРАЙМ провели исследование и составили очередной рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику по итогам девяти месяцев 2021 года. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах субъектов РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 октября 2022 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за последние двенадцать месяцев (с 01.09.2021 г. по 01.09.2022 г.).
Общероссийский уровень долговой нагрузки незначительно снизился и составил 20%, что на 1 п. п. ниже по сравнению с 1 января 2022 года. Диапазон значений в региональном разрезе ощутимо сократился и варьируется от 0% в Севастополе до 104,6% в Удмуртской Республике.
Низкий уровень долговой нагрузки по итогам трех кварталов 2022 года зафиксирован в 14 регионах и по сравнению с началом года их количество увеличилось. Состав лидирующей группы, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, за прошедшие девять месяцев пополнился Санкт-Петербургом. На 1 октября 2022 года в нее входят: Ямало-Ненецкий автономный округ (1,2%), Ленинградская область (1,9%), Тюменская область (2,2%), Москва (3,7%), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (3,7%), Сахалинская область (4,1%), Ненецкий автономный округ (4,2%), Алтайский край (5%), Приморский край (6%), Республика Крым (6,1%), Иркутская область (8,4%), Санкт-Петербург (8,6%) и Владимирская область (9,1%). Во всех перечисленных регионах долговая нагрузка за девять месяцев 2022 года выросла, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга. В Севастополе государственный долг отсутствует.
В целом в 24 регионах РФ государственный долг на 1 октября 2022 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в девяти субъектах РФ госдолг превышает 70% налоговых и неналоговых доходов и из них в двух регионах долговая нагрузка превышает 100%. Стоит отметить, что хотя состав последней группы не изменился, впервые за несколько лет наблюдений сменился замыкающий рейтинг регион. В течение многих лет Республика Мордовия боролась с непомерной для своего бюджета долговой нагрузкой, и наконец-то ситуация изменилась. Благодаря федеральной поддержке, снизившей объем госдолга на 32%, и росту налоговых и неналоговых доходов бюджета за 8 месяцев 2022 года на 18,3% долговая нагрузка Республики Мордовия на 1 октября 2022 года составляет 101,1%, что на 64,8 процентных пункта ниже, чем в начале года. Замыкает текущий рейтинг Удмуртская Республика, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам за текущий год выросло до 104,6% с 94,7% в начале года. За прошедшие три квартала объем республиканского госдолга вырос на 13,5%, в то время как объем налоговых и неналоговых доходов за восемь месяцев 2022 года — всего на 4,4%.
В большинстве регионов долговая нагрузка выросла
Уровень долговой нагрузки в большинстве российских регионов по итогам трех кварталов 2022 года вырос: на 1 октября 2022 года отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам увеличилось в 49 регионах РФ. Наиболее существенный рост наблюдается в Магаданской области (+18 п.п.), что обусловлено опережающим ростом объема госдолга (+54%) по сравнению с незначительным ростом объемов налоговых и неналоговых доходов бюджета (+4,6%). Следом идет Республика Тыва, где долговая нагрузка выросла на 17,3 процентных пункта за счет стремительного роста объема государственного долга на 70%. Долговая нагрузка в Республике Северная Осетия — Алания выросла за 9 месяцев 2022 года на 15,4% за счет наращивания задолженности на 43%, и рост налоговых и неналоговых доходов бюджета (+10,3%) лишь немного помог сдержать увеличение долгового бремени региона. Долговая нагрузка в Костромской области выросла на 15 п.п., причиной чему так же стало опережающее увеличение объемов госдолга (+33,6%) при росте налоговых и неналоговых доходов на 13,7%. Уровень долговой нагрузки в Чеченской Республике вырос на 13,6% за счет увеличения на 77% заимствований, при росте налоговых и неналоговых доходов на 14,7%.
Лидером по положительной динамике стала Республика Мордовия (-64,8 п.п.), о которой было сказано выше. Следом за ней идет Республика Хакасия, которая еще недавно входила в замыкающую рейтинг группу, а сегодня почти перешла в категорию тех регионов, чья долговая нагрузка не вызывает беспокойства. По итогам трех кварталов 2022 года отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета составляет 55%, что на 22,7 п.п. лучше, чем в начале года. Согласно последним данным Федерального казначейства, налоговые и неналоговые доходы Республики Хакасия за 8 месяцев 2022 года выросли на 96,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, объем госдолга на 1 октября 2022 года увеличился на 7,8%. Долговая нагрузка Архангельской области сократилась на 12,4 п.п. как за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов (+24,7%), так и снижения госдолга (-10%). Еще в 31 российском регионе снижение долговой нагрузки не превышает 10%. В Республике Дагестан уровень долговой нагрузки не изменился, в Севастополе госдолг отсутствует.